71-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне Государственный Эрмитаж отметил выставкой рисунков и эскизов к ненаписанной картине Владимира Стерлигова о послевоенном восстановлении музея.
Выставка «История ненаписанной картины: В.В.Стерлигов „Восстановление Эрмитажа“. 1946–1948 годы», начавшая работать 6 мая в фойе Эрмитажного театра, одновременно отмечает важную историческую дату и открывает для зрителей малоизученные страницы истории музея и в целом отечественного искусства.
Ученик Казимира Малевича, Владимир Стерлигов начиная с 1927 года принимал активное участие в деятельности дискуссионного кружка художников, получившего название «группы живописно-пластического реализма» и разгромленного в 1934 году. Стерлигов был сослан по общему обвинению в антисоветской деятельности с последующим поражением в правах (запретом жить в крупных городах). Только в ноябре 1945 года он возвращается в Ленинград из Алма-Аты, а до этого были мобилизация в первый месяц войны и контузия зимой 1942-го, после госпиталя приведшая к инвалидности, работа вместе с другими эвакуированными москвичами и ленинградцами, женитьба на художнице Татьяне Глебовой, преподавание и участие в выставках в Казахстане, где он был избран секретарем графической секции Союза художников.
После окончания войны ощущение перемен в жизни возникло у многих, и приехавший домой Стерлигов не мог не чувствовать того же. По заказу Союза художников он начинает работать над картиной, которая должна была запечатлеть реставрационные работы, активно идущие в это время в пострадавших в блокаду эрмитажных залах, и планировалась к показу на готовящейся выставке «30 лет советской власти» в 1947 году.
Наброски Стерлигов делал в античных залах первого этажа Эрмитажа. Как видно по двум небольшим эскизам, цветовые и тональные отношения задумывались им с той изысканностью, какая после полутора десятилетий насаждения соцреалистического метода казалась немыслимой. А открытый цвет, взятый большими плоскостями для передачи темно-красной мраморной облицовки стен в акварели «Реставрационные работы в Эрмитаже», заставляет вспомнить Малевича, в диалоге с которым Стерлигов будет в дальнейшем строить свою творческую и педагогическую систему.
Эти признаки художественной культуры делали невозможным появление в Ленинграде конца 1940-х годов подобной работы. С начала 1949 года разворачивается «ленинградское дело»: ликвидируется Музей обороны Ленинграда в Соляном переулке, частью репрессивной кампании становится и запрет, наложенный на работу Стерлигова. На выставке представлено два официальных документа, направленных художнику: в первом — постановлении правления Художественного фонда — на бюрократическом языке тема объявляется неактуальной для советской действительности; в следующем, датированном январем 1949 года, Худфонд уведомляет автора о необходимости погасить задолженность за невыполненную работу и о возможной денежной рассрочке.
От картины «Восстановление Эрмитажа» остались эскизы и наброски, которые хранятся в архиве музея и в коллекции наследницы художника Ирины Стерлиговой. Еще один показанный на выставке живописный эскиз — дар, преподнесенный в этом году Эрмитажу президентом Центра изобразительных искусств имени М.Т.Абрахама и Фонда Эрмитажа в Израиле Амиром Кабири. Выставка, куратором которой выступила хранитель фондов отдела рукописей и документального фонда Эрмитажа Екатерина Селезнева, не просто являет собой достойный пример создания экспозиции «к дате», но, что главное, рассказывает правдивую историю прошлого.