18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сергей Базилев уточняет, что такое русский гиперреализм

№43
Материал из газеты

Ретроспектива классика отечественного фотореализма в галерее Artstory

Надо быть отчаянно смелым, чтобы в 1971 году в СССР, стране победившего реализма, пусть и с обязательным уточнением «социалистический», изобразить Тару и сделать ее манифестом будущего русского гиперреализма. Это вам не в Штатах, десятилетиями воспитанных на Джексоне Поллоке, увековечить Закусочную с никелированными табуретками, как сделал американский гиперреалист Ральф Гоингс.

Тара считается первым ­отечественным произведением гиперреализма, а ее создатель Сергей Базилев, в теперь почти мифологемном 1971-м первокурсник Киевского художественного института, — соответственно, отцом-основателем. Это звание он подтвердил через несколько лет, создав группу «Шесть», куда кроме него вошли Сергей Гета, Алексей Тегин, Николай Филатов, Сергей Шерстюк. Все они изображены на картине Базилева Однажды на дороге. Кирилл Светляков, куратор прошлогодней выставки Гиперреализм в Государственной Третьяковской галерее и автор статьи к нынешней выставке, назвал изображение встречи шестерых юношей на дороге иконой группы. Она распалась еще в советские времена, Базилев к тому времени перебрался в Москву и за прошедшие уже три десятка лет собрал в свое портфолио сотню выставок, пополнив собрания десятка престижных музеев по всему свету.

Название проекта Уточнение взято из Иосифа Бродского и уточняет отличия русского гиперреализма от международного. По мнению Светлякова, «в интерпретации советских „гиперов“ картина реальности расслаивается, раскалывается и выглядит поврежденной множественными разрывами». Действительно, какой там фотореализм в портрете Андрея Тарковского, «разорванного» цитатой из рембрандтовского Возвращения блудного сына! Или в лице одноглазого мужчины, портрет которого инкрустирован в теннисную ракетку в картине Матч-болл. Разве что смачный поцелуй в работе Добрые дела напомнит о натуралистичных свадебных фотографиях. Кстати, портрет Тарковского в перестроечные годы получил золотую медаль ЦДХ.

Artstory показывает 100 картин Базилева, от Тары до самых новых из серии Легенды Центрального спортивного клуба армии (портреты Виктора Тихонова, Ирины Родниной, Елены Исинбаевой). И снова художник работает «на разрыв» между образами суперзвезд большого спорта, навязанными массмедиа, и кровью, потом и слезами, которые стоят за рекордами и медалями.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+