18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сергей Базилев уточняет, что такое русский гиперреализм

№43
Материал из газеты

Ретроспектива классика отечественного фотореализма в галерее Artstory

Надо быть отчаянно смелым, чтобы в 1971 году в СССР, стране победившего реализма, пусть и с обязательным уточнением «социалистический», изобразить Тару и сделать ее манифестом будущего русского гиперреализма. Это вам не в Штатах, десятилетиями воспитанных на Джексоне Поллоке, увековечить Закусочную с никелированными табуретками, как сделал американский гиперреалист Ральф Гоингс.

Тара считается первым ­отечественным произведением гиперреализма, а ее создатель Сергей Базилев, в теперь почти мифологемном 1971-м первокурсник Киевского художественного института, — соответственно, отцом-основателем. Это звание он подтвердил через несколько лет, создав группу «Шесть», куда кроме него вошли Сергей Гета, Алексей Тегин, Николай Филатов, Сергей Шерстюк. Все они изображены на картине Базилева Однажды на дороге. Кирилл Светляков, куратор прошлогодней выставки Гиперреализм в Государственной Третьяковской галерее и автор статьи к нынешней выставке, назвал изображение встречи шестерых юношей на дороге иконой группы. Она распалась еще в советские времена, Базилев к тому времени перебрался в Москву и за прошедшие уже три десятка лет собрал в свое портфолио сотню выставок, пополнив собрания десятка престижных музеев по всему свету.

Название проекта Уточнение взято из Иосифа Бродского и уточняет отличия русского гиперреализма от международного. По мнению Светлякова, «в интерпретации советских „гиперов“ картина реальности расслаивается, раскалывается и выглядит поврежденной множественными разрывами». Действительно, какой там фотореализм в портрете Андрея Тарковского, «разорванного» цитатой из рембрандтовского Возвращения блудного сына! Или в лице одноглазого мужчины, портрет которого инкрустирован в теннисную ракетку в картине Матч-болл. Разве что смачный поцелуй в работе Добрые дела напомнит о натуралистичных свадебных фотографиях. Кстати, портрет Тарковского в перестроечные годы получил золотую медаль ЦДХ.

Artstory показывает 100 картин Базилева, от Тары до самых новых из серии Легенды Центрального спортивного клуба армии (портреты Виктора Тихонова, Ирины Родниной, Елены Исинбаевой). И снова художник работает «на разрыв» между образами суперзвезд большого спорта, навязанными массмедиа, и кровью, потом и слезами, которые стоят за рекордами и медалями.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+