18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вглубь когнитивного диссонанса

Как нищенствующие монашеские ордена ренессансной Италии примиряли свои бедные идеалы с реальным богатством

В разговорах о литературном фестивале в городе Хей-он-Уай этого года слышатся мрачные пророчества о том, что в ближайшем будущем электронные книги и другие виды новых технологий вытеснят печатные издания. Считаю своим долгом заявить: ни один человек в здравом уме и твердой памяти не откажется от печатной версии каталога Sanctity Pictured: the Art of the Dominican and Franciscan Orders in Renaissance Italy.

Эта замечательно изданная книга сопровождала одноименную выставку Центра изобразительных искусств Фриста в Нашвилле в штате Теннесси. Его директор, несомненно, права, когда пишет о том, что это издание «ждет большое будущее после окончания выставки» и оно «станет важным инструментом для всех интересующихся итальянским Возрождением, тем, как пересекались в этот период искусство и религия».

Исследование построено вокруг неразрешимого противоречия: как вышло, что реформистское движение, обновляющее евангельский призыв Христа к отречению от земных богатств в надежде на будущую награду, с акцентом на бедность в духе и в образе жизни, привело к небывалому размаху покровительства изобразительному искусству?

Несомненно, святые Франциск и Доминик с определенной иронией должны наблюдать за тем, как их последователи возводили чудеса архитектуры вроде базилики в Ассизи (с заказом Джотто росписей на ее стенах) или флорентийской Санта-Мария Новелла (с ее великой Мадонной Ручеллаи Дуччо).

Джанет Робсон в определенной мере удалось объяснить (но не разрешить) это основополагающее противоречие в статье Меняющиеся образы святого Франциска в базилике Сан-Франческо в Ассизи. Здесь Робсон показывает, как начиная с цикла фресок в Нижней церкви идет постепенное превращение бедняка в творящего чудеса alter Christus из Верхней церкви.

Явным образом популярность и влиятельность нищенствующих орденов привели к их отступлению от своих ранних идеалов, от первоначального устройства маленьких групп братьев, делящих общее имущество. Как францисканцы, так и доминиканцы позволили себе превратиться в крупных собственников и застройщиков. Это стало большим плюсом для истории искусства, но, быть может, не столь благоприятно сказалось на их коллективном спасении.

Рождение большей части шедевров, приведенных на иллюстрациях и подвергнутых анализу в этой книге, связано с последователями святого Франциска. Однако не остается без внимания и доминиканская линия, более интеллектуальная и тяготеющая к городу, а не к сельской местности, к комнате для занятий, а не к рынку.

Заключительная статья Триниты Кеннеди В поисках подлинности сопоставляет эти разнящиеся традиции, а Дональд Купер отмечает, что покровительство различным видам искусства служило нуждам религиозных орденов и способствовало расширению их влияния. Но в первую очередь оно было направлено на то, чтобы «служить проповедью и создавать святыни для мирян».

Холли Флора напоминает: несмотря на то что создание произведений искусства заказывали в основном мужские монашеские ордена, в них существовали и женские ветви — имена святой Клары Ассизской и Екатерины Сиенской нельзя сбрасывать со счетов. Ну а мысль, высказанная в заключительном предложении ее статьи, заслуживает того, чтобы развиться в самостоятельную книгу: «Даже невидимые для внешнего мира, доминиканки и францисканки мощно влияли на духовную и художественную линии в деятельности двух орденов, делая эти монашеские движения такими успешными».

Sanctity Pictured: the Art of the Dominican and Franciscan Orders in Renaissance Italy / Trinita Kennedy, ed. I.B.Tauris. 275 с. £35 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+