18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский космос. С небес на землю

№43
Материал из газеты

В Мультимедиа Арт Музее к юбилею полета Юрия Гагарина подготовили выставку

Экспозиция соберет вместе документальные свидетельства, работы художников авангарда, фантазии шестидесятников и актуальное искусство. Она готовилась еще к 50-летию первого полета, причем для итальянских зрителей — в ответ на показанную в Москве выставку arte povera из коллекции Музея современного искусства Кастелло ди Риволи. Отсюда выросло стремление соединить реальную историю отечественного покорения просторов Вселенной с мифопоэтической драмой передового искусства, мечта о переустройстве мира которого выродилась в тоталитарную действительность: от набросков Константина Циолковского, запечатленного Александром Родченко Летатлина и графики супрематистов к ироничному переосмыслению триумфа советской космонавтики у Павла Пепперштейна, Тимура Новикова, Дмитрия Гутова.

Идея московской выставки осталась той же, но добавились новые объекты: скажем, капсула гагаринского корабля «Восток-1» — она впервые покидает музей ракетно-космической корпорации «Энергия». Экспозиция одновременно выстроена хронологически и играет на диахронических перекличках, что позволяет влить новое вино в слегка обветшавшие мехи русского космизма. Мистический цикл Василия Чекрыгина Воскрешение (1922) и страницы из Альбома космических путешествий (1933) Константина Циолковского не только показывают их как последователей идей Николая Федорова о заселении далеких планет, бессмертии человечества и воскрешении предков «всем миром». Рисунки Циолковского, научного консультанта культового Космического рейса (1935), вдохновившего затем Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса, вступают в неожиданную перекличку с Центром космической энергии (2003) Ильи и Эмилии Кабаковых.

Раствориться в мире художественных фантазий «русскому космосу» не дают зримые объекты реальности, например макет дирижабля и труба «для слушания музыки сфер» из Музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Выставка прочерчивает четкую историческую линию — от первых смутных мечтаний к запуску СССР в 1957 году спутника (на снимке Алексея Моклецова для АПН) и триумфу конструкторской мысли Сергея Королева в «Востоке-1».

Но экспозиция вскрывает и другую, теневую сторону воплощения мечты, приведшую к конфронтации идей о всеобщем счастье с репрессивной машиной государства и превращению мифа о «лучистом космосе» в инструмент идеологии. Проект реконструкции звездного неба (1965–1967) Франсиско Инфанте еще полон романтизма оттепели, но современный итог — полная  демифологизация в работах Сергея Шутова и «Синих носов». Настолько тотальная, что в наше время идеи о космосе как о торжестве гуманности и солидарности, кажется, совершенно ушли из культурного пространства.

Это Музей науки в Лондоне воплощает в 2015 году мегаэкспозицию Космонавты. Рождение космической эры, телевидение NASA рассказывает детям о том, как астронавты живут на орбите, а капитан Крис Хэдфилд записывает на космической станции песню Дэвида Боуи про майора Тома. И все же в работах Марго Трушиной и Ивана Михайлова нет-нет да и проглянет отблеск романтической фантазии о космосе, и это дает надежду на возрождение мечты, на этот раз без чудовищной ­тени.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+