Новый сезон в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге открылся выставкой «Через границы/Сквозь ограничения». На третий год работы музея, разместившегося на территории действующего Завода слоистых пластиков, выставочное пространство в удаленной от центра города промзоне окончательно полюбилось самым разным людям. Новое городское место становится все лучше и удобнее для посетителей, однако художественная составляющая закономерно отходит при этом на второй план.
Интернациональный выставочный проект, посвященный модной нынче теме миграции, курировал британский антрополог и исследователь стрит-арта Рафаэль Шактер. Всего в выставке приняли участие 18 художников и арт-групп, прежде всего стрит-артисты, но также фотографы, документирующие скитания беженцев или линии границ. Временная экспозиция музея каждый раз обновляется, и поверх старых росписей здесь возникают новые. Там, где в прошлом году во всю стену бывшей заводской котельной развевался черный флаг с директивным «Назад нельзя!» работы Тимофея Ради, появилось «Непонятное» Кирилла Кто — перечисленная яркими цветами фраза «Не понимаю» на разных языках. Выступление известного граффитиста в непривычно большом для него формате вызвало непроизвольные ассоциации с плакатами и лозунгами первомайской демонстрации в изображении воспитанников детского сада. Еще одна крупномасштабная работа выполнена художниками Gaia & Mata Ruda, она называется «Если столица может переехать так легко, почему тела не могут?» и представляет с художественной точки зрения станковую живопись невысокого качества, всего лишь увеличенную до монументальных размеров.
Такое упрощенное понимание темы характерно для подавляющего большинства работ выставки, притом что социальные и политические вопросы, вызванные наплывом в Европу беженцев из стран арабского Востока, остаются одними из самых острых и неоднозначных. Однако нескольким участникам выставки удалось найти в проблеме миграции настоящие болевые точки. Хорошо известно, что современные художники разделяют левые политические взгляды, однозначно приветствуя беженцев, но прибывающие в зажиточную Европу мигранты вовсе не собираются вместе с левыми свергать власть капитала. Наоборот, они заинтересованы в поддержании статус-кво и личном благосостоянии, большинство хочет обрести там новый дом взамен утраченного в результате войн. Художники из группы SpY сложили стену из пустых бочек, образующую трехцветную надпись Crisis, они же разместили баннер с надписью Go Home во всю высоту трубы котельной. Другое воззвание сделал итальянец Филиппо Минелли, написав на стене заводского корпуса Nobody cares about a revolution. Выделяется работа корейской художницы Джазу Янг «Точки» — это отпечатки пальцев, оставленные мигрантами вместо подписи на документах с помощью алых чернил (использованы корейские чернила инжу), которые сверху донизу заполняют побеленную стену.
Подобные выразительные произведения могли хотя бы стать артистическими аргументами в проходивших на музейной площадке дискуссиях, притом что в первой из них участвовали крайне правые отечественные публицисты — философ Александр Секацкий и писатель Захар Прилепин, шокировавшие высказанными идеями публику. Впрочем, далеко не все из посетителей Музея стрит-арта, которые прибывали в течение дня, были активны в обширной дискуссионной и культурной программе. Просмотру фильма Леонида Парфенова «Русские евреи» или слушанию «суда над стрит-артом», устроенного режиссером фильма «Потрачено ли» Юрием Квятковским, многие предпочитали отдых на лужайке с бургером и коктейлем под звуки диджеевских сетов.