18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая жизнь дома-коммуны Ивана Николаева

№43
Материал из газеты

Исследователи спорят о том, к чему привела девятилетняя реконструкция известного памятника советского авангарда. Чиновники рапортуют о новом достижении в деле столичной реконструкции, но эксперты считают, что здание, вытащенное из руин, утратило многие оригинальные черты

Столичные чиновники официально объявили о завершении реконструкции известного московского памятника конструктивизма — дома-коммуны на улице Орджоникидзе, построенного в 1929–1930 годах по проекту архитектора Ивана Николаева. В Мосгорстройнадзоре рассказывают, что здание получило восстановленные исторические фасады, оригинальные габариты ленточных окон, а также обновленные коммуникации, системы безопасности и лифты. Реконструкция памятника, который с конца 1990-х находился в аварийном состоянии, началась в 2007 году по проекту архитектора Всеволода Кулиша (научным руководителем стал Александр Кудрявцев, в то время президент Российской академии архитектуры и строительных наук).

В результате реконструкции памятник утратил подлинность, уверена доцент МАРХИ, архитектор Екатерина Шорбан. «Главный ущерб заключается в том, что произошла замена знаковых архитектурных форм дома-коммуны: треугольные колонны в основании здания почему-то превратились в овальные, как в доме Центросоюза Ле Корбюзье. Кроме того, утрачен уникальный интерьер треугольного пандуса после того, как внутри него установили лифт — это привело к тому, что перспектива, запечатленная на фотографиях Родченко, оказалась утраченной. Кроме того, строители полностью заменили все перекрытия, для которых Иван Николаев использовал металлические конструкции из настоящих производственных цехов», — рассказала Екатерина Шорбан TANR.

Комплекс, построенный Николаевым как студенческое общежитие Текстильного института, состоит из трех корпусов, напоминающих букву «Н». Уникальность здания — в его концепции «машины для жилья», популярной среди архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Именно она определила внутреннюю структуру дома-коммуны, которая воспроизводила строгий распорядок дня студентов.

Так, в семи­этажном спальном корпусе в длинных коридорах располагались двухместные спальные кабины площадью 2,7 на 2,3 м с раздвижными дверями-входами, внутри стояли кровати и табуретки. Во всем корпусе было 1008 таких кабин. В санитарном корпусе были оборудованы душевые и раздевалки, оттуда студенты переходили в столовую, спортивный зал и в учебный корпус, где проводили весь день.

В конце 1960-х здание дома-коммуны было частично реконструировано по проекту архитектора Якова Белопольского и отдано в качестве студенческого общежития Институту стали и сплавов, которое занимало его вплоть до конца 1990-х. После реконструкции здесь вновь поселятся студенты МИСиС.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+