Очереди на ретроспективу Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее, как и на персональную выставку Леона Бакста в Государственном Русском музее или на экспозицию русского театрально-декорационного искусства Прорыв в Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, стали одним из важнейших явлений музейной жизни этого сезона. Ежегодная премия нашей газеты как раз и досталась ретроспективе Серова за непредсказуемо высокую посещаемость, хотя можно было бы отметить и другие музеи, показывающие за сезон множество первоклассных проектов. Правда, не все собрания и коллекции находятся в одинаковых условиях (а посещаемость не всегда зависит от качества представленного материала). Именно поэтому наш рейтинг 2015 года (в него также включен ряд выставок, начавших свою работу в конце 2014-го, и выставки, сроки проведения которых слегка заходят в нынешний, 2016-й, как, например, эпохальная ретроспектива Серова в ГТГ) впервые делится на три отдельные категории.
Михаил Пиотровский
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Вхождение Государственного Эрмитажа в десятку самых посещаемых музеев мира не является сенсацией и даже новостью. В 1970‑е годы Эрмитаж был самым посещаемым музеем мира, количество посетителей составляло примерно 4 млн. И уже тогда это не только вызывало беспокойство, но и стимулировало создание плана реконструкции Эрмитажа, который должен был стать и стал ответом на этот вызов.
Тем временем многие музеи мира провели реконструкцию, посещение музеев стало модным — и количество посетителей возросло до многих миллионов. Еще более возросло их число в парках и музеях-заповедниках. В России в эпоху перестройки посещаемость Эрмитажа резко упала даже до цифры менее 1 млн. Но прежний показатель постепенно восстанавливался, притом количество постоянных посетителей было долго неизменным — примерно 600 тыс. Сегодня количество российских посетителей сильно увеличилось и незначительно выросло число посетителей иностранных. Россияне составляют большую часть гостей нашего музея — чем мы очень гордимся.
В настоящее время у Эрмитажа 3,6 млн посетителей: одну треть из них составляют иностранцы, одну треть — жители России, которые проходят в музей по льготному билету, и примерно миллион человек посещают музей бесплатно. Бесплатная категория — это дети и студенты из любой страны мира, российские пенсионеры и все, кто приходит в музей в каждый первый четверг месяца.
Нынешнее количество посетителей для Эрмитажа, где поток визитеров сезонный и связан с летним туризмом, представляется оптимальным и предельным, поскольку летом по музею, как известно, невозможно даже пройти. Открытие выставочных залов Главного штаба предполагает возможности примерно для 2,5 млн человек, что в целом должно составить 5–6 млн в год для Эрмитажа как цель и предел.
Важно отметить, что посещаемость является простым, но очень лукавым критерием успеха. Совершенно ясно, что повышенная посещаемость резко ухудшает комфорт общения с музейными коллекциями и стала большой проблемой для многих музеев. Люди, в частности, жалуются на трудности пребывания в залах Лувра. Критерием успеха музея должны быть более сложные вещи, чем посещаемость. Помимо прочего, для дворцовых музеев большой поток просто приводит к разрушению зданий и требует огромных вложений для их постоянного поддержания.
Суть проблемы в том, что музеи должно посещать ровно столько людей, сколько конкретный музей считает возможным и желанным для себя принять. Эта цифра может быть ниже или выше реальной цифры. Посещаемость должна регулироваться билетами и различием билетов, где льготы выделяют те категории посетителей, которым трудно прийти в музей, но которые для него особенно желанны. И пожарными нормами. Надо понимать, что именно пожарные нормы и билеты — регулятор потока посетителей в музее.
Значительно более важными критериями успеха, которые сейчас активно обсуждаются в музейном сообществе, являются соотношение планируемого к реальному, а также, что нам кажется очень важным, возможности музея принять определенное количество бесплатных посетителей за счет посетителей, которые платят полную цену. И еще одним важным критерием является взаимодействие музея с окружающей его средой — районом, городом, страной. Повторяю, что посещаемость — это очень лукавый показатель, зависящий также от хорошего учета, который, безусловно, должен включать все формы деятельности музеев, в том числе благотворительные.
Государственный Эрмитаж планирует примерно 6 млн посетителей в ближайшие годы, что будет включать основной музейный комплекс, Главный штаб и открытое фондохранилище в Старой Деревне. Кроме того, мы отдельно учитываем количество посетителей на наших выставках за пределами музея — примерно 1 млн в год. И полномасштабные просмотры сайта, которые насчитывают несколько миллионов.
Надо отметить, что очереди за билетами неизбежны, особенно в такой музей, как Эрмитаж, где люди находятся в течение нескольких часов. И потому введение сеансов во многих случаях не представляется возможным.
Люди ходили и ходят в Эрмитаж по самым разным причинам, одна из которых — высокая репутация эрмитажного бренда как великой коллекции и ее прекрасной организации и как памятника русской государственности. Постоянный интерес к Эрмитажу дает музею уникальную возможность делать выставки не для привлечения посетителей, а для выполнения определенных просветительских и научных задач.
Нам задавали вопрос об отдельных билетах в Главный штаб — Главный штаб является частью Эрмитажа, и билет, купленный в главный корпус, является билетом и в Главный штаб. Но существует и отдельный билет для тех, кто хочет посмотреть только экспозицию в Главном штабе, цена этого билета 300 руб.
В этом году The Art Newspaper Russia представляет усовершенствованную, более детализированную версию своего ежегодного рейтинга музейной посещаемости. Мы впервые разбили итоговые цифры на несколько рубрик, отделив региональные музеи от столичных.
Очевидно, что столичные институции находятся в ином положении, нежели музеи в провинции. Страна у нас большая, но централизованная. Эту данность не объехать, но можно хотя бы ее учесть. Москва и Санкт-Петербург не только мегаполисы с максимальным количеством жителей, но и города, по разным причинам принимающие самое большое количество приезжих. Дело не только в туризме, но и в особенностях организации российской жизни, рикошетом задевающей музеи.
Понятно, что у коллекций, прописанных в крупных городах, возможности гораздо шире, чем у небольших собраний из областных и районных центров, не особо затронутых внутренним туризмом. Разделение нынешнего рейтинга TANR на «столицы» и «регионы», по нашему мнению, позволит произвести более корректное масштабирование процессов внутри музейной жизни.
Другое новшество рейтинга 2015 года — выделение в особую категорию музеев, имеющих «дополнительную территорию», то есть институций, окруженных парками (с дополнительными павильонами и артефактами, позволяющими продавать билеты на локальные экспозиционные события), и усадеб, где билеты продаются (или же выдаются) в том числе отдельно в сам парк.
Как справедливо замечает искусствовед Алексей Лебедев из Лаборатории музейного проектирования, «одно дело — человек пришел смотреть в Эрмитаж Рембрандта, другое дело — мама с коляской гуляет в парке Царицыно». Кстати, в случае с Государственным музеем-заповедником «Царицыно» получение корректных цифр вполне возможно: в его отчетности четко разделены данные о посещении экспозиционных пространств (772 100 в 2015‑м против 575 800 в 2014-м) и самого парка (5 002 050 человек в год). Но такое разделение возможно не всегда. Это, во-первых, связано с особенностями посещения кремлей (прежде всего входящих в маршруты «Золотого кольца»), привлекающих туристов как своими собраниями, так и открыточными видами. Исключение здесь можно сделать разве что для Музеев Московского Кремля, привлекающих основную массу посетителей своими постоянными экспозициями, а отнюдь не временными, пусть даже и очень яркими, выставками.
Во-вторых, подобные особенности связаны с работой усадебных мемориалов и военно-исторических музеев в местах крупных сражений, объединенных в обширные ландшафтные территории. В эту же категорию попадают и некоторые музеи-заповедники, связанные с именами писателей или деятелей культуры, важных исторических личностей, живших широко и привольно.
Понятно, что парки посещают чаще основных и временных экспозиций внутри зданий. И если в подсчет не ввести методологические ограничения, то в абсолютном рейтинге лидировал бы московский Парк искусств «Музеон» с 6 млн посетителей и очень большим отрывом от всех остальных российских музеев, сравнимый разве что с посещаемостью парижского Лувра. Другое дело, что «Музеон», находящийся на пути от здания Третьяковской галереи на Крымском Валу в Парк Горького, не продает билетов (как этого не делают, скажем, и в парке Царицыно с примерно таким же количеством фланеров) и, значит, не может участвовать в рейтинге наравне с собраниями и коллекциями, отчетность которых зафиксирована в экономических результатах.
Билеты — это важно. Но, как показывает наша многолетняя практика, билеты тоже бывают разными. В своих подсчетах ежегодной посещаемости мировых музеев коллеги из английской The Art Newspaper уже давно оперируют понятием Big Ticket, «большой билет», обособляемый ими в отдельную категорию.
«Большой билет» маркирует осмотр сразу нескольких экспозиций, как правило постоянной и временной, поскольку только очень немногие музеи продают билеты на временные выставки отдельно от основной экспозиции. И тогда цифры посещаемости временных проектов начинают «гулять» в сторону увеличения. Уже некоторое время наша газета учитывает фактор «большого билета», звездочками отмечая в рейтинге музеи и многосоставные музейные объединения, совмещающие в одной цене возможности осмотра сразу нескольких экспозиций или филиалов.
Наши английские коллеги идут дальше и разделяют итоговые данные выставочного сезона по разным номинациям. Им хорошо, они делают свой рейтинг по всему миру, что и позволяет разбивать его по рубрикам. Нам же порой бывает крайне сложно отделить художественные коллекции от, например, литературных, часто включающих в состав не только историко-архивные, но и художественные артефакты. Есть, конечно, естественно-научные (Государственный Дарвиновский музей с его отличной посещаемостью в 610 000 человек в 2015-м) или сугубо военные (Центральный музей Военно-воздушных сил РФ в Монино), но таких учреждений культуры не слишком много.
А еще есть важные с точки зрения проведения культурного досуга выставочные проекты, проходящие в местах, не обладающих музейным статусом. Так, интерактивные выставки в Центре дизайна и архитектуры Artplay посетило в этом году рекордное количество человек (на Модернистов пришло 117 241, на Микеланджело — 80 981). Но если проекции картин импрессионистов или Иеронима Босха вполне подходят под определение интерактивной видеоинсталляции, свойственной contemporary art, то отсутствие у Artplay музейного статуса не позволило нам включить его данные в общий рейтинг годовой посещаемости.
*Выставки по специальному билету (без учета постоянной экспозиции и бесплатных).
Список 50 столичных выставок включает только художественные экспозиции (историко-культурные, естественно-научные, военно-патриотические и сугубо мемориальные остались за рамками рейтинга)
*Звездочкой отмечены экспозиции, входящие в Big Ticket (общий билет, включающий посещение выставки и основной экспозиции).
*Рейтинг собирался по принципу: один город — одна выставка.
Отечественный рейтинг посещаемости 2015 года составлен из данных, предоставленных музеями России по просьбе редакции TANR. В список вошли данные о выставках, ряд которых начал свою работу в 2014 году или завершился в начале 2016-го.
Обновлено 19 мая 2016 года в 18:00