18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не злые и не старушки

№43
Материал из газеты

Профессия музейного смотрителя заметно меняется в ситуации экономического спада и бюрократической активности

На одном из сайтов по трудоустройству можно найти объявление с такими требованиями к кандидату: «Среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства, историческое, педагогическое), знание компьютера, свободное владение иностранными языками, с опытом работы в должности от 1 года». Это Музей ГУЛАГа ищет смотрителя. Других предложений занять место на стуле в музейном углу нет. Вакансий много меньше, чем желающих, в Третьяковку конкурс — шесть человек на место. И это при зарплате 16–19 тыс. руб., которую предлагают московские музеи.

Так что музейный смотритель имеет вполне завидное место в искусстве. Впрочем, и там не скрыться от холодного ветра экономических перемен и решений столичных чиновников. Скромная должность так же отражает цены на нефть, как и нескромная. «Кризис для нас — хорошее время. Пару лет назад было тяжко, мы никак не могли набрать людей, а сейчас приходят относительно молодые, не только пенсионного возраста. Мы выбираем дам с высшим образованием, хорошей речью и манерами, приятной внешности. Они ответственны и любят искусство», — главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова говорит о пожилых смотрительницах с гордостью и считает их национальной особенностью наших музеев. Она помнит на этой должности только двух мужчин, остальные — женщины. Терпеливые, выносливые, владеющие собой в конфликтных ситуациях. На суперпопулярной выставке Валентина Серова, где главный хранитель провела много времени, смотрительницы работали самоотверженно, не роптали на увеличение рабочих часов и наплыв посетителей. Старушка, дремлющая на стуле, считает Городкова, образ из прошлой жизни. Можно добавить: злобная старушка.

Перемены к лучшему заметны и в Пушкинском, где смотрительницы всегда отличались повышенной бдительностью. Первые действия Марины Лошак в должности директора ГМИИ им. А.С.Пушкина были направлены на радикальное облагораживание манеры общения музейных служителей со зрителями. Поэтому, когда смотрительницы на выставке Вима Дельвуа (она называлась Мимикрия, и работы художника спрятали в залах) начинали показывать, с какой стороны лучше рассмотреть диковинную современную скульптуру, посетители впадали в когнитивный диссонанс.

Ольга Басовская, ответственная в ГМИИ за смотрительниц, рассказала, что сейчас музей берет на эту должность только женщин с высшим гуманитарным образованием, приятной внешности и не старше 60 лет. Работают они, как и в других музеях, через день по 12 часов. Дважды в смену смотрительниц перемещают по залам: утром — слепки, вечером — живопись, и наоборот.

Благородная дама, оглядывавшая вверенный ей на время вернисажа Белый зал так же зорко и незаметно, как Анна Павловна Шерер гостей, собравшихся в ее салоне на первых страницах Войны и мира, не уверена, что новая система во всем хороша. Дежуря в одном месте, привыкаешь и к экспонатам, и к научным сотрудникам, которые с ними работают, — но полезно знать весь музей.

Смотрительницы традиционно не обделены вниманием: о них пишут популярные издания, их снимают для больших проектов знаменитые фотографы, известен современный роман с главной героиней — смотрительницей музея.

В одном из залов московского Мультимедиа Арт Музея среди пожилых дам легко заметить совершенно счастливую смотрительницу. Она молода, красива, весела и имеет высшее экономическое образование. Когда кризис лишил ее работы в скучном банке, она нашла свое место. В МАММ ей так хорошо, что новую работу искать пока не хочется. Но, возможно, придется.

Московский Департамент культуры намерен вывести смотрителей за штат музеев, передав их в ведение частных агентств и частично заменив видеокамерами. Директора музеев сопротивляются, не желая терять контроль над теми, кто не только вежливо присматривает за посетителями, но и обеспечивает сохранность музейных ценностей. Экс-директор Государственного музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко, выступавшая против такого нововведения, говорит, что, хотя у смотрителей зарплата небольшая, на их содержание тратятся «космические деньги».

В большинстве европейских стран в залах работают люди разного возраста, но пожилых мало. Никакого эйджизма — просто пенсионеры обычно не работают, зато студенты и эмигранты нуждаются в рабочих местах. В немецких музеях, кстати, много русскоговорящих смотрителей, которые к бывшим соотечественникам обычно особенно внимательны. Проблем у смотрителей достаточно, и они регулярно за свои права борются. К примеру, прошлым летом было закрыто большинство залов Национальной галереи в Лондоне: бастовали смотрители, заявлявшие, что при такой нагрузке они не могут гарантировать сохранность экспонатов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+