Борис Минц
Предприниматель и коллекционер
Владеет инвестиционным холдингом O1 Group. В 2016 году занял 62-е место в списке русского Forbes с состоянием в $1,2 млрд. Поддерживает фестивали «Золотая маска», «Территория», Фестиваль уличных театров в Архангельске, а также Фонд Владимира Спивакова. Лауреат Премии имени Дашковой в номинации Меценат. Основатель и председатель правления Международного фонда имени Егора Гайдара. Десять лет собирает коллекцию живописи. С 2014 года развивает проект частного музея. В 2015 году выставка коллекции музея прошла в палаццо Франкетти в Венеции.
Здание нового музея расположено на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» недалеко от Белорусского вокзала. После реконструкции фабрика сильно преобразилась, хотя исторический облик фасадов максимально сохранен. Главное здание — то самое, чей фасад кажется выстроенным из печенья «Юбилейное», — задает тон всему теперь уже бизнес-центру. Вековой кирпич отмыт, отполирован и местами упакован в стекло, потолок поддерживают тонкие светящиеся колонны, полы сверкают. Кажется, реставраторам удалось навести здесь европейский лоск и счастливо избежать ощущения новодела. Впрочем, это неудивительно, ведь и реконструкцией самой фабрики, и проектированием музея занималось авторитетное британское архитектурное бюро John McAslan + Partners.
John McAslan + Рartners
Крупное британское архитектурное бюро было основано архитектором Джоном Макасланом. Среди главных работ бюро — реконструкция веерного депо в Лондоне (культурный центр «Раунд-Хаус»), вокзала Кинг-Кросс, строительство Инженерного университета Ланкастера, Британской школы в Рио, жилого дома Веллингтон-Хаус в Лондоне, Королевского британского музея в Канаде. Бюро имеет 75 международных наград. В Москве John McAslan + Рartners блестяще реконструировали бизнес-центр «Фабрика Станиславского», построили бизнес-центры Mebe One Khimki Plaza, «Олимпия-парк», разработали проект реконструкции киностудии «Мосфильм». Реновация фабрики «Большевик» и создание Музея русского импрессионизма стало знаковым проектом бюро.
Во дворе фабрики, который превратился в минималистичный сквер, возвышается огромный серебристый цилиндр, слегка напоминающий космический корабль. Это и есть здание нового частного музея, который построили в хранилище муки — именно его архитекторы преобразили до неузнаваемости. Огромный цилиндр обернули перфорированным металлом, а пересекающий его сверху прямоугольный объем застеклили, так что не осталось и намека на бывшее предназначение постройки. Элеватор был возведен в 1960-х годах, а его новый облик выполнен в стиле хай-тек.
Вспоминая краткую историю частного музейного строительства в России, надо признать, что частные московские музеи не только разнообразят художественную жизнь, но и задают новые стандарты музейной культуры.
«Большевик»
Фабрика «Большевик» получила свое название после 1917 года. Основана кондитерская фабрика французским семейством Сиу, обосновавшимся в России. Глава семейства Адольф Сиу приехал в Москву в середине XIX века. Сначала он открыл небольшую кондитерскую на Тверской улице, однако вскоре производство решили расширить. Его сыновья основали торговый дом «С. Сиу и К», построив новую фабрику на окраине города, на Петербургском шоссе. Здание возводил архитектор Жан-Оскар Дидио. Обрусевший француз, он специализировался на промышленной архитектуре, построив также парфюмерную фабрику Ралле и ситцевую мануфактуру Гюбнера. Новая кондитерская фабрика была оснащена по последнему слову техники. Здесь работали мощнейшие паровые и газовые генераторы, а также нефтяные двигатели. К тому же это была первая в Москве фабрика, оснащенная электричеством. Здесь делали шоколад, конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, мороженое и даже конфеты с ликером. Фабрика выпускала 1,5 тыс. пудов сладостей в год. После революции производство было национализировано, а семейство Сиу вернулось во Францию. В 1920-е годы фабрика получила название «Большевик». К 1960-м годам она считалась крупнейшей в Европе. В 1994 году фабрику выкупил концерн Danone, в 2007-м ее перекупила американская компания Kraft Foods. И лишь в 2012 году «Большевик» был продан за $73 млн компаниям O1 Properties и Tactics Group.
Первый частный музей современного искусства Art4.ru, принадлежащий Игорю Маркину, был самым альтернативным московским музеем, боровшимся прежде всего с музейной скукой. Его сотрудники били все рекорды популярности в социальных сетях, а на вечеринках посетители отрывались не хуже, чем в «Солянке». В дальнейшем частные музейные институции стремились поддерживать более респектабельное реноме. «Гараж», основанный Дарьей Жуковой, занял одну из ведущих позиций в музейном мире прежде всего благодаря соответствию международному музейному уровню. Свою роль сыграли не только выставки западных звезд, но и дружелюбная политика музея по отношению к зрителю, начиная от музейных программ и заканчивая приличным кафе с wi-fi и музейным магазином. Репутацию прогрессивного учреждения поддерживает и Еврейский музей и центр толерантности, и крошечный, но великолепно оборудованный Музей АЗ (Анатолия Зверева). Судя по старту, Музей русского импрессионизма скроен по международным лекалам, а его директор Юлия Петрова старается быть внимательной к будущему зрителю.
Основную экспозицию разместили в подвальном этаже, а два верхних отдали под временные выставки, которые обещают обновлять несколько раз в год. Общая выставочная площадь музея невелика — всего 1 тыс. кв. м, однако все продумано столь рационально, что залы не выглядят тесными. Посетители смогут подняться на верхние этажи как на лифте, так и по спиралевидной лестнице, опоясывающей здание.
Если снаружи музей абсолютно минималистичен, то внутри он полон шедевров высоких технологий. Главное чудо — гигантский грузовой лифт. Благодаря ему машина, груженная картинами, может быть опущена в подвальный этаж музея целиком. Подъемную конструкцию легко можно перепутать с какой-нибудь современной инсталляцией, настолько эффектно она выглядит сама по себе. Гардероб также будет механизированным: пальто и куртки, развешанные в два этажа, будут подъезжать сами — это сделано для того, чтобы сэкономить пространство. Здесь есть все, что обычно бывает в хороших современных музеях: кинозал, который трансформируется в лекционное и концертное пространство, магазинчик, кафе и даже хранилища для частных коллекций, их предполагается сдавать в аренду. На третьем этаже — выход на большой балкон, чтобы зритель мог перевести дух и полюбоваться окружающим пейзажем.
Организаторы музея серьезно поработали над тем, чтобы удивить самую искушенную публику. При входе посетителя встретит монументальная инсталляция американца Жан-Кристофа Куэ. Видео будет транслироваться на огромную стену с первого до третьего этажа. Картины из коллекции музея будут создаваться невидимой кистью, мазок за мазком, прямо на глазах изумленной публики.
Еще один бонус — звучащие шедевры. Пять топовых картин из коллекции будут озвучены. Музыку к ним написал модный композитор, автор современной классической музыки Дмитрий Курлянский, чья опера Носферату недавно потрясла театральный мир. Зазвучат Окно Валентина Серова, Каток «Динамо» Петра Кончаловского, Мокрые афиши Юрия Пименова, Ворота Ростовского кремля Константина Юона и Венеция Бориса Кустодиева. На открытии планируется дать живой концерт, после чего зрители будут слушать композиции уже в записи.
Коллекция музея заявлена как собрание русского импрессионизма, но это направление понимается довольно широко. Русский импрессионизм здесь не ограничен началом ХХ века. В коллекции есть как оригинальный русский импрессионизм, так и картины советских художников, использующих приемы импрессионизма, и даже работы современных авторов, которых можно назвать импрессионистами уже совсем условно. В постоянной экспозиции около 80 работ, часть из которых будет время от времени меняться. В музее не видят ничего необычного в том, чтобы показывать под брендом «русский импрессионизм» В Крыму Василия Поленова, Осенним утром у костра Дмитрия Налбандяна и Венецию Валерия Кошлякова. А въедливых арт-критиков, а также всех желающих здесь ждут на круглые столы и лекции, чтобы обсудить нюансы терминологии.
Арнольд Лаховский
Художник
Родился в Чернобыле в 1880 году. Окончил Одесское художественное училище, после чего подался осваивать современные «измы» в Европу. Недолго проучившись в Мюнхене у Антона Ашбе, он отправился в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище. Там его преподавателями были Репин, Чистяков, Киселев и Дубовский. В юности Лаховский был преданным поклонником Исаака Левитана, однако в итоге выбрал более современное направление, став импрессионистом. Революцию художник не принял и в 1925 году эмигрировал во Францию. Там он выставлялся в галерее Шарпантье. Помимо искусства пытался заниматься общественной деятельностью и даже основал масонскую ложу «Свободная Россия». В 1933 году переехал в Нью-Йорк, где его основным источником дохода были портреты. Умер в 1937 году от воспаления легких.
На первой выставке покажут работы художника русской эмиграции Арнольда Лаховского. В музее этот выбор объясняют стремлением к открытию неизвестных имен и благоразумно заранее приступили к просвещению потенциальных посетителей: на страничке музея в Facebook публикуют 100 фактов из жизни художника.
Впрочем, уже осенью в музее собираются открыть новую выставку. На этот раз современного художника Валерия Кошлякова. Ему отдадут все три этажа для тотальной инсталляции, а постоянная экспозиция на время выставки отправится в европейское турне. Можно только предположить, какие возможности открываются для современного монументалиста в столь необычном интерьере. Для музея же подобный эксперимент — это еще один способ доказать широту взглядов его организаторов.
Открытие музея — 28 мая