18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Кувшинки с картины Моне раскроются навстречу зрителям

19 работ классиков мирового видеоарта на новой площадке ГМИИ

Еще недавно сложно было представить себе, что в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в этой крепости музейного консерватизма, пусть даже и в его филиале, пройдет выставка видеоарта. Но вот очередной бастион пал. Дом впечатлений — это премьера нового музейного подразделения, отдела кино- и медиаискусства, появление которого также можно считать прорывом современности в неприступные стены Пушкинского.

В усадьбе Голицыных решили показать изысканный микс из классики видеоарта и самых свежих произведений, созданных специально к выставке. Куратор Ольга Шишко сумела подобрать 19 работ с учетом «гения места»: в экспозиции нет ничего вызывающего, подборка рассчитана на самого придирчивого завсегдатая музея, и он вряд ли найдет повод для возмущения. Идея же Дома впечатлений проходит по касательной темы собственно импрессионизма, глобально затрагивая проблему визуального восприятия. Билл Виола давно встал в ряд классиков современного искусства. Его видео Отражающий бассейн — один из шедевров на выставке. Простой сюжет, где персонаж прыгает в бассейн и застывает в воздухе, — повод, чтобы показать каскад видеокадров необычайной красоты. Художник-философ, Виола сосредоточен на вопросах экзистенции, но никогда не забывает собственно о «впечатлениях». На визуальном эффекте построена и работа австрийцев Кристы Зоммерер и Лорана Миньонно. Их Водный сад отсылает к картине Клода Моне Кувшинки. Используя возможности видео, художники вводят движение в картину: при приближении к инсталляции зрителя кувшинки начинают раскрываться. В Коридорах американского классика Брюса Наумана «впечатления» уже несколько менее благостны: приближаясь к экрану, зритель должен увидеть себя удаляющимся в длинном узком коридоре, прочувствовав метафору «неуловимого Я». Молодые художники, в свою очередь, создали работы, обращенные к истории особняка. В инсталляции С полки на полку Ксения Перетрухина сняла пустые книжные полки Института философии, работавшего в стенах дома Голицыных до недавнего времени, на которых стоят домики из каталожных карточек; музыку к этому зрелищу написал композитор Дмитрий Власик. Выпускница Школы Родченко Елена Коптяева зафиксировала на видео Преждевременное целое движение света и тени, пойманное в интерьере особняка. Работа Татьяны Ахметгалиевой построена на легенде рода Голицыных. Видео состоит из картин цветущего сада, которые будто бы могла себе представить Авдотья Голицына (княгине предсказали, что она умрет во сне, и, согласно мифу, она не спала по ночам). Галлюциногенные картины грез Princess Nocturne прокомментированы психоаналитиком Виктором Мазиным. Импрессионизм стал отправной точкой темы экспозиции, но он же должен поставить и финальную точку: по окончании выставки в здании начнется реставрация, после чего здесь откроется новый Музей импрессионизма.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+