18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Возвращение «Святого Луки, рисующего Мадонну»

В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. 17 мая итог двухлетней работы реставраторов был представлен зрителям.

Представление о старой живописи как о темных картинах — давно развенчанный миф. В последние годы Эрмитаж дает зрителям возможность убедиться в этом буквально собственными глазами. В 2012 году эрмитажные реставраторы расчистили «Бегство в Египет» Тициана, и в самой ранней и большой работе художника зрители обнаружили массу до тех пор скрытых деталей. Теперь пришел черед Рогира ван дер Вейдена, чей «Святой Лука, рисующий Мадонну» много лет висел в начале экспозиции искусства Нидерландов в Романовской галерее Малого Эрмитажа. Большая картина, написанная маслом и темперой на доске (и переведенная с дерева на холст при реставрации в конце XIX века), состоит из двух частей. Ее история в Эрмитаже начинается в 1850 году, когда была приобретена правая половина с изображением святого Луки, происходящая из коллекции короля Нидерландов Виллема II. Левая с изображением Мадонны с Младенцем из собрания королевы Испании Изабеллы II была куплена в 1884 году, после чего части работы образовали в музее единое целое.

Эрмитажный «Святой Лука, рисующий Мадонну» — один из четырех известных. В Музее изящных искусств в Бостоне с 1893 года находится картина, которая считается первой оригинальной работой. Скорее всего, она была написана в 1435–1440 годах в качестве алтарного образа для капеллы брюссельской гильдии Святого Луки, объединявшей художников, членом которой был и ван дер Вейден. Композиция ван дер Вейдена восходит к одноименной и утраченной работе Робера Кампена и «Мадонне канцлера Роллена» Яна ван Эйка из Лувра, а в образе евангелиста художник изобразил себя. В Старой пинакотеке в Мюнхене, музее Гронинге в Брюгге и в Эрмитаже есть три повторения, причем эрмитажная вещь датируется 1440 годом и, таким образом, является второй по времени создания. Теперь, после проведенных исследований и реставрации, значение работы ван дер Вейдена из коллекции Эрмитажа выходит на первый план. Реставрационные работы с 2013 по конец 2015 года проводил художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа Валерий Бровкин.

Левая и правая часть эрмитажной работы, долго существовавшие разделенными, не совпадают по размеру, и еще при предыдущих реставрациях пространство над головой евангелиста была надставлено. Теперь проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции, так что ясность и четкость планового и перспективного построения ван дер Вейдена стали еще более очевидны. Картина освобождена от слоев сильно потемневшего лака, и теперь взгляду открываются мелкие детали, такие как жители города за своими занятиями или корабли на горизонте, а на груди Мадонны проступила не видная раньше капелька молока.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+