В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. 17 мая итог двухлетней работы реставраторов был представлен зрителям.
Представление о старой живописи как о темных картинах — давно развенчанный миф. В последние годы Эрмитаж дает зрителям возможность убедиться в этом буквально собственными глазами. В 2012 году эрмитажные реставраторы расчистили «Бегство в Египет» Тициана, и в самой ранней и большой работе художника зрители обнаружили массу до тех пор скрытых деталей. Теперь пришел черед Рогира ван дер Вейдена, чей «Святой Лука, рисующий Мадонну» много лет висел в начале экспозиции искусства Нидерландов в Романовской галерее Малого Эрмитажа. Большая картина, написанная маслом и темперой на доске (и переведенная с дерева на холст при реставрации в конце XIX века), состоит из двух частей. Ее история в Эрмитаже начинается в 1850 году, когда была приобретена правая половина с изображением святого Луки, происходящая из коллекции короля Нидерландов Виллема II. Левая с изображением Мадонны с Младенцем из собрания королевы Испании Изабеллы II была куплена в 1884 году, после чего части работы образовали в музее единое целое.
Эрмитажный «Святой Лука, рисующий Мадонну» — один из четырех известных. В Музее изящных искусств в Бостоне с 1893 года находится картина, которая считается первой оригинальной работой. Скорее всего, она была написана в 1435–1440 годах в качестве алтарного образа для капеллы брюссельской гильдии Святого Луки, объединявшей художников, членом которой был и ван дер Вейден. Композиция ван дер Вейдена восходит к одноименной и утраченной работе Робера Кампена и «Мадонне канцлера Роллена» Яна ван Эйка из Лувра, а в образе евангелиста художник изобразил себя. В Старой пинакотеке в Мюнхене, музее Гронинге в Брюгге и в Эрмитаже есть три повторения, причем эрмитажная вещь датируется 1440 годом и, таким образом, является второй по времени создания. Теперь, после проведенных исследований и реставрации, значение работы ван дер Вейдена из коллекции Эрмитажа выходит на первый план. Реставрационные работы с 2013 по конец 2015 года проводил художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа Валерий Бровкин.
Левая и правая часть эрмитажной работы, долго существовавшие разделенными, не совпадают по размеру, и еще при предыдущих реставрациях пространство над головой евангелиста была надставлено. Теперь проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции, так что ясность и четкость планового и перспективного построения ван дер Вейдена стали еще более очевидны. Картина освобождена от слоев сильно потемневшего лака, и теперь взгляду открываются мелкие детали, такие как жители города за своими занятиями или корабли на горизонте, а на груди Мадонны проступила не видная раньше капелька молока.