18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

На презентации своей книги Михаил Пиотровский рассказал о восстановлении Пальмиры

24 мая в Главном штабе Эрмитажа состоялась презентация новой книги Михаила Пиотровского «Для музеев нет табу», совмещенная с пресс-брифингом директора Эрмитажа.

«Для музеев нет табу» — сборник статей Михаила Пиотровского, которые вот уже десять лет составляют рубрику «Взгляд из Эрмитажа» в старейшей городской газете «Санкт-Петербургские ведомости». Для книги отобраны всего 50 статей, касающиеся бытования культуры в современном российском обществе. Инициатором регулярных выступлений директора музея с газетных страниц была корреспондент отдела культуры Людмила Леуцкая, и статьи Михаила Пиотровского продолжают выходить по четвергам. Так, самая новая будет посвящена итогам юридического форума, площадку для которого предоставил Эрмитаж (в связи с чем Главный штаб на два дня закрывался для посетителей), и вопросу соблюдения авторских прав, который поднимался на форуме. Было высказано мнение о «мягком кризисе» в вопросе авторских прав, защита которых входит в противоречие с доступностью культурных ценностей.

Как и предыдущая книга Михаила Пиотровского — биографическая «Мой Эрмитаж», новый сборник появился в эрмитажном издательстве «Арка» и проиллюстрирован фотографиями Юрия Молодковца из цикла «Уединение. Эрмитаж ночью».

Как сказал Михаил Пиотровский, книга рассказывает о том, что такое музей на самом деле, — чего, по его словам, не понимают многие критики музея. Например, всем известны проблемы с навигацией в здании Главного штаба — это пространство директор Эрмитажа назвал до сих пор неосвоенным и рассказал, что была приглашена команда дизайнеров, которая успешно решила подобную проблему в амстердамском аэропорту Схипхол. Полученные предложения будут воплощены в жизнь, но, как резонно заметил Пиотровский, в музее не должно быть мгновенной доступности, в отличие от аэропорта посетитель здесь не должен спешить.

Он также пояснил, что вынесенное в заголовок название одной из статей надо понимать в том смысле, что музеи сами — и только они — определяют для себя пределы допустимого, и границы эти могут не совпадать с обыденной жизнью. Одним словом, то, что невозможно на улице, можно в музее, — начиная с такого простого примера, как демонстрация обнаженной натуры.

Касаясь выставочных планов ближайшего времени, директор Эрмитажа упомянул самые ближайшие проекты музея. 6 июня в Главном штабе откроется выставка «Реализмы», показывающая различные подходы к теме начиная с фотореализма; ее частью станет специальный ночной интеллектуальный марафон. Также вскоре в Главном штабе ожидается выставка Яна Фабра, которая соединит работы художника с фламандской живописью из эрмитажного собрания. Как признался Михаил Пиотровский, недавно Эрмитаж посетил Ансельм Кифер, чья выставка уже готовится, а Джефф Кунс — частый гость музея и хороший знакомый директора, выступит в Эрмитаже как куратор экспозиции классического искусства. В июне откроется выставка одного из известнейших мастеров ар-деко — Эрте, который родился в Петербурге. Другие художники с русскими корнями и мировой известностью, чьи выставки запланированы, — Андре Ланской и Александр Алексеев: так, в Эрмитаже будут демонстрировать работы изобретателя «игольчатого экрана» из коллекции Марка Башмакова. В начале июня зрители увидят после реставрации «Воскресение Христа» Рубенса. Помимо выставки Кранахов и «Олимпии» Эдуарда Мане, которые переедут из Пушкинского музея, в Эрмитаж приедет «Аллегория невинности» Ганса Мемлинга из парижского Музея Жакмар —Андре и «Географ» Яна Вермеера из Штеделевского института во Франкфурте.

Касаясь широко обсуждаемого восстановления Пальмиры, Михаил Пиотровский сказал, что прежде всего надо с помощью техники поднять и установить на место упавшие камни. По его словам, «50 процентов камней при взрывах упало», и среди них есть элементы позднейших реставрационных вмешательств, так что в случае успеха облик памятника может измениться в сторону большей подлинности. Однако ничего нельзя сделать до окончания военных действий. В июле в рамках совместной программы «Россия — Германия» состоится круглый стол реставраторов, который будет посвящен этому проекту.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+