Ситуация с культурным наследием в Сирии становится все хуже, поскольку гражданская война в стране не прекращается. Об этом сообщает ЮНЕСКО, а Международный совет музеев опубликовал список объектов, положение которых внушает особую тревогу. Цель этого шага состоит еще и в том, чтобы воспрепятствовать торговле сирийскими древностями. Список был обнародован в нью-йоркском Метрополитен-музее в конце сентября. «Мы практически еженедельно получаем информацию о сильных разрушениях», — говорит Вероника Дож, возглавляющая отдел арабских стран в Центре всемирного наследия ЮНЕСКО.
Города
В сентябре ожесточенные бои разгорелись в христианском городке Маалула в 50 км к северу от Дамаска. Это одно из немногих мест на планете, где до сих пор говорят на арамейском языке, а в монастыре Святого Сергия там можно найти церковь IV века. Городок был занят повстанцами на две недели, а затем вновь перешел в руки войск Башара Асада. Пока неясно, насколько сильный урон нанесен историческим памятникам. Эта неопределенность наглядно показывает, насколько трудно следить за сохранностью древностей в Сирии. Путешествовать по стране тяжело и опасно, и поэтому специалисты не могут фиксировать ущерб, наносимый культурному наследию.
Алеппо Второй по величине город Сирии понес наибольший урон. Люди живут на этой территории более 7 тыс. лет — Алеппо считается одним из самых древних городов мира. Бои привели к серьезным разрушениям в историческом центре города. Джонатан Табб, хранитель отдела Ближнего Востока в Британском музее, говорит, что нанесен непоправимый ущерб старинному рынку. Его беспокоит и крепость, в которой находится хеттский храм. Древний минарет Великой мечети Омейядов был разрушен в апреле. Минарет 1092 года имел высоту 47 м и слегка наклонялся в сторону, но в ходе боев его равновесие было окончательно нарушено. Не ясно, кто из сторон конфликта в ответе за это.
Хомс В июле бомбардировкам подверглась мечеть Халида Ибн аль-Валида в городе Хомс, расположенном в центральной Сирии.
Крак-де-Шевалье Замок на западе Сирии был построен в XII веке в эпоху крестовых походов. В июле стены крепости, возвышающейся над местностью, были повреждены в результате авианалета.
Пальмира В одном из самых значимых древних городов Сирии часть улицы с колоннадой была уничтожена ради того, чтобы выкопать ров для военных нужд. Пострадала арабская цитадель, храм Бела и триумфальная арка.
Музеи
Музейные коллекции Сирии сохранились относительно хорошо. Все музеи здесь закрылись еще в 2012 году, а экспонаты были перенесены в надежные запасники. Юссеф Канджу, директор Национального музея в Алеппо, подтверждает, что памятники лежат в безопасных подземных хранилищах. Все большие объекты, которые остались в галереях, обеспечены надежной защитой, даже несмотря на то что стекла и витрины в здании разбиты. Музей в Дейр-эз-Зоре, который открылся в 1996 году при поддержке Германии, пострадал от разрыва снарядов в июле, но его собрание находится в безопасности. Известно только о двух кражах значимых музейных экспонатов: исчезла арамейская статуя из музея Хамы и мраморная статуя из музея Апамеи. В прошлом году из музея Ракки было украдено шесть ящиков с памятниками древности. Часть из них удалось найти в июле. Особенно сильный вред культурному наследию наносят нелегальные раскопки.
Эбла Этот памятник бронзового века сильно пострадал от мародеров. Департамент древностей в июле сообщил, что преступники использовали при поисках сокровищ тяжелую технику. Это привело к обвалу грунта, в результате чего погибло два человека.
Апамея Этот эллинистический и римский город, который славится своей колоннадой, активно подвергался раскопкам. Археолог Фрэнсес Пиннок, которая работала в регионе, называет ситуацию катастрофической. Сегодня разграбленная часть памятника занимает бóльшую площадь, чем официальная зона раскопок.
Мертвые города Ситуация в этих древних раннехристианских поселениях остается неясной, поскольку они расположены в удаленных районах.
Дура-Европос Этот город рядом с иракской границей посетили мародеры, вооруженные тяжелой техникой. Они вырыли более 300 ям. Эмма Канлифф, археолог из Дарема, называет ситуацию трагической. Чем больше времени проходит, тем сильнее разрушения. «Памятник почти сровняли с землей», — говорит она.