18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война в Сирии не щадит древности: помимо изрешеченных пулями памятников, орудуют мародеры. Там, где не снаряд, там лопата

Ситуация с культурным наследием в Сирии становится все хуже, поскольку гражданская война в стране не прекращается. Об этом сообщает ЮНЕСКО, а Международный совет музеев опубликовал список объектов, положение которых внушает особую тревогу. Цель этого шага состоит еще и в том, чтобы воспрепятствовать торговле сирийскими древностями. Список был обнародован в нью-йоркском Метрополитен-музее в конце сентября. «Мы практически еженедельно получаем информацию о сильных разрушениях», — говорит Вероника Дож, возглавляющая отдел арабских стран в Центре всемирного наследия ЮНЕСКО.

Города

В сентябре ожесточенные бои разгорелись в христианском городке Маалула в 50 км к северу от Дамаска. Это одно из немногих мест на планете, где до сих пор говорят на арамейском языке, а в монастыре Святого Сергия там можно найти церковь IV века. Городок был занят повстанцами на две недели, а затем вновь перешел в руки войск Башара Асада. Пока неясно, насколько сильный урон нанесен историческим памятникам. Эта неопределенность наглядно показывает, насколько трудно следить за сохранностью древностей в Сирии. Путешествовать по стране тяжело и опасно, и поэтому специалисты не могут фиксировать ущерб, наносимый культурному наследию.

Алеппо Второй по величине город Сирии понес наибольший урон. Люди живут на этой территории более 7 тыс. лет — Алеппо считается одним из самых древних городов мира. Бои привели к серьезным разрушениям в историческом центре города. Джонатан Табб, хранитель отдела Ближнего Востока в Британском музее, говорит, что нанесен непоправимый ущерб старинному рынку. Его беспокоит и крепость, в которой находится хеттский храм. Древний минарет Великой мечети Омейядов был разрушен в апреле. Минарет 1092 года имел высоту 47 м и слегка наклонялся в сторону, но в ходе боев его равновесие было окончательно нарушено. Не ясно, кто из сторон конфликта в ответе за это.

Хомс В июле бомбардировкам подверглась мечеть Халида Ибн аль-Валида в городе Хомс, расположенном в центральной Сирии.

Крак-де-Шевалье Замок на западе Сирии был построен в XII веке в эпоху крестовых походов. В июле стены крепости, возвышающейся над местностью, были повреждены в результате авианалета.

Пальмира В одном из самых значимых древних городов Сирии часть улицы с колоннадой была уничтожена ради того, чтобы выкопать ров для военных нужд. Пострадала арабская цитадель, храм Бела и триумфальная арка.

Музеи

Музейные коллекции Сирии сохранились относительно хорошо. Все музеи здесь закрылись еще в 2012 году, а экспонаты были перенесены в надежные запасники. Юссеф Канджу, директор Национального музея в Алеппо, подтверждает, что памятники лежат в безопасных подземных хранилищах. Все большие объекты, которые остались в галереях, обеспечены надежной защитой, даже несмотря на то что стекла и витрины в здании разбиты. Музей в Дейр-эз-Зоре, который открылся в 1996 году при поддержке Германии, пострадал от разрыва снарядов в июле, но его собрание находится в безопасности. Известно только о двух кражах значимых музейных экспонатов: исчезла арамейская статуя из музея Хамы и мраморная статуя из музея Апамеи. В прошлом году из музея Ракки было украдено шесть ящиков с памятниками древности. Часть из них удалось найти в июле. Особенно сильный вред культурному наследию наносят нелегальные раскопки.

Эбла Этот памятник бронзового века сильно пострадал от мародеров. Департамент древностей в июле сообщил, что преступники использовали при поисках сокровищ тяжелую технику. Это привело к обвалу грунта, в результате чего погибло два человека.

Апамея Этот эллинистический и римский город, который славится своей колоннадой, активно подвергался раскопкам. Археолог Фрэнсес Пиннок, которая работала в регионе, называет ситуацию катастрофической. Сегодня разграбленная часть памятника занимает бóльшую площадь, чем официальная зона раскопок.

Мертвые города Ситуация в этих древних раннехристианских поселениях остается неясной, поскольку они расположены в удаленных районах.

Дура-Европос Этот город рядом с иракской границей посетили мародеры, вооруженные тяжелой техникой. Они вырыли более 300 ям. Эмма Канлифф, археолог из Дарема, называет ситуацию трагической. Чем больше времени проходит, тем сильнее разрушения. «Памятник почти сровняли с землей», — говорит она.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+