18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Роман рейха с Ренессансом

№43
Материал из газеты

Как Германия строила идентичность

Для немцев, как и для других наций, конец XIX — начало XX века стало временем формирования национального самосознания. Это вело к резким, а порой и откровенно не считающимся с иными мнениями попыткам определить канон национальной культуры — не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре. Однако становление национальной идентичности происходило в рамках диалога с иными культурами: дискуссии об истории других служили утверждению воображаемой (или желанной) коллективной самости.

Мартин Руэл в книге The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930 (Итальянское Возрождение в немецкой исторической мысли, 1860–1930) показывает, как изучение немецкой историографии флорентийского Кватроченто дает направление исследованиям собственно немецкой национальной мысли.

Руэл напоминает о том, что многих либералов конца XIX века эпоха Возрождения привлекала как символ гуманизма, индивидуализма и гражданского самоуправления. С Якоба Буркхардта Ренессанс стал рассматриваться как момент прорыва модерности. Не случайно общественные здания того времени: муниципалитеты, театры, концертные залы — возводили в неоренессансном стиле. Все это свидетельствует о нарастании в Германии вплоть до рубежа веков либеральных политических настроений. Но Руэл считает, что это была не единственная — и, вероятно, не самая притягательная — трактовка Ренессанса, бытовавшая перед Первой мировой войной.

Немецкие толкователи чужого искусства в начале ХХ века стали отзываться на жестокость периода и реальную политику его главных действующих лиц; к 1900‑м годам возник новый образ Ренессанса, сформированный идеями Фридриха Ницше. Отныне трактовка Возрождения определялась протестантским, националистическим и германоцентристским видением истории. Руэл показал, до какой степени представления о Ренессансе в то время были искажены откровенно националистическими и расистскими теориями о мировой миссии Германии. Сложившаяся до 1933 года историографическая традиция исследований Ренессанса интеллектуально мигрировала в США вместе с бежавшими туда искусствоведами, заполнить этот пробел до конца германской академической науке так и не удалось.

После 1945 года представления Буркхардта о Ренессансе как о времени рождения модерного мира вытеснились мнением о том, что на эту роль должна претендовать Реформация.

Сфера исследований истории Реформации процветает и по сей день, что покажет приближающийся Год Лютера. Националистическая же и расистская трактовка Ренессанса, подпитывавшая зарождение Третьего рейха, привела к упадку этой сферы исследований в Германии. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+