Это образцовое исследование, сопровождающее выставку в лондонской Национальной галерее, написано ее куратором Дженнифер Сливка. Центральный экспонат выставки — Вознесение Богородицы (1475–1476) Франческо Боттичини, крупноформатное произведение на доске, приобретенное музеем как работа Боттичелли в 1882 году.
В центре замечательно написанной книги — фигура Маттео Пальмиери (1406–1475). Искусствоведам он лучше всего известен по своему портрету — искаженному непогодой бюсту авторства Антонио Росселлино, на протяжении веков находившемуся над входной дверью дома Пальмиери во Флоренции (ныне бюст хранится в Национальном музее Барджелло). Пальмиери и его жена Никколоза изображены предстоящими донаторами в нижней части картины Боттичини по сторонам от апостолов, собравшихся у гроба Девы Марии.
Пальмиери был преуспевающим аптекарем. Лавка его стала площадкой для неформальных деловых встреч и общественных дискуссий. Поэт и сочинитель в разных жанрах, он был одной из ключевых фигур флорентийского гуманизма, писал трактаты о гражданских добродетелях и успел поработать на 63 постах в городской администрации. Говорят, что один король заметил о нем: «Представляю, какие во Флоренции доктора, если там такие аптекари».
Взгляды Пальмиери на чистилище и рай отражены в Città di Vita (1465) — поэме о судьбах христианских душ, частично созданной им по образцу Божественной комедии Данте. Те же самые представления, как объясняет Сливка в своей книге, отражены и в алтарной картине авторства Боттичини. Несмотря на то что теология Пальмиери могла отличаться от официальной доктрины, не существует никаких свидетельств того, что современники видели в этой картине ересь.
Сливка указывает, что куполоподобная структура небесных иерархий возникла под влиянием двух ключевых компонентов духовной жизни Флоренции того времени: священной драмы и недавно достроенного купола кафедрального собора.