18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И все-таки не еретик

№43
Материал из газеты

Последнее слово о небесном видении Франческо Боттичини: случай того, как ренессансная поэзия влияла на живопись

Это образцовое исследование, сопровождающее выставку в лондонской Национальной галерее, написано ее куратором Дженнифер Сливка. Центральный экспонат выставки — Вознесение Богородицы (1475–1476) Франческо Боттичини, крупноформатное произведение на доске, приобретенное музеем как работа Боттичелли в 1882 году.

В центре замечательно написанной книги — фигура Маттео Пальмиери (1406–1475). Искусствоведам он лучше всего известен по своему портрету — искаженному непогодой бюсту авторства Антонио Росселлино, на протяжении веков находившемуся над входной дверью дома Пальмиери во Флоренции (ныне бюст хранится в Национальном музее Барджелло). Пальмиери и его жена Никколоза изображены предстоящими донаторами в нижней части картины Боттичини по сторонам от апостолов, собравшихся у гроба Девы Марии.

Пальмиери был преуспевающим аптекарем. Лавка его стала площадкой для неформальных деловых встреч и общественных дискуссий. Поэт и сочинитель в разных жанрах, он был одной из ключевых фигур флорентийского гуманизма, писал трактаты о гражданских добродетелях и успел поработать на 63 постах в городской администрации. Говорят, что один король заметил о нем: «Представляю, какие во Флоренции доктора, если там такие аптекари».

Взгляды Пальмиери на чистилище и рай отражены в Città di Vita (1465) — поэме о судьбах христианских душ, частично созданной им по образцу Божественной комедии Данте. Те же самые представления, как объясняет Сливка в своей книге, отражены и в алтарной картине авторства Боттичини. Несмотря на то что теология Пальмиери могла отличаться от официальной доктрины, не существует никаких свидетельств того, что современники видели в этой картине ересь.

Сливка указывает, что куполоподобная структура небесных иерархий возникла под влиянием двух ключевых компонентов духовной жизни Флоренции того времени: священной драмы и недавно достроенного купола кафедрального собора. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+