18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

И все-таки не еретик

№43
Материал из газеты

Последнее слово о небесном видении Франческо Боттичини: случай того, как ренессансная поэзия влияла на живопись

Это образцовое исследование, сопровождающее выставку в лондонской Национальной галерее, написано ее куратором Дженнифер Сливка. Центральный экспонат выставки — Вознесение Богородицы (1475–1476) Франческо Боттичини, крупноформатное произведение на доске, приобретенное музеем как работа Боттичелли в 1882 году.

В центре замечательно написанной книги — фигура Маттео Пальмиери (1406–1475). Искусствоведам он лучше всего известен по своему портрету — искаженному непогодой бюсту авторства Антонио Росселлино, на протяжении веков находившемуся над входной дверью дома Пальмиери во Флоренции (ныне бюст хранится в Национальном музее Барджелло). Пальмиери и его жена Никколоза изображены предстоящими донаторами в нижней части картины Боттичини по сторонам от апостолов, собравшихся у гроба Девы Марии.

Пальмиери был преуспевающим аптекарем. Лавка его стала площадкой для неформальных деловых встреч и общественных дискуссий. Поэт и сочинитель в разных жанрах, он был одной из ключевых фигур флорентийского гуманизма, писал трактаты о гражданских добродетелях и успел поработать на 63 постах в городской администрации. Говорят, что один король заметил о нем: «Представляю, какие во Флоренции доктора, если там такие аптекари».

Взгляды Пальмиери на чистилище и рай отражены в Città di Vita (1465) — поэме о судьбах христианских душ, частично созданной им по образцу Божественной комедии Данте. Те же самые представления, как объясняет Сливка в своей книге, отражены и в алтарной картине авторства Боттичини. Несмотря на то что теология Пальмиери могла отличаться от официальной доктрины, не существует никаких свидетельств того, что современники видели в этой картине ересь.

Сливка указывает, что куполоподобная структура небесных иерархий возникла под влиянием двух ключевых компонентов духовной жизни Флоренции того времени: священной драмы и недавно достроенного купола кафедрального собора. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+