«Репортаж с линии фронта» — так куратор Алехандро Аравена, чилийский архитектор, обозначил главную тему. Приглашенные им участники международной выставки в Арсенале и в павильоне Италии в Джардини (многие из них моложе 40 лет, и многие на биеннале впервые) гораздо больше озабочены социальными проблемами, чем красотой архитектурных решений. Возможно, потому что многие происходят из не самых благополучных стран.
Символом выставки стала вовсе не колонна и не куб из стекла, а простая железная стремянка, поставленная среди пустыни. Со стремянки некая женщина пытается разглядеть что-то, нам не видное. Это снимок, сделанный в начале 70-х годов в пустыне Наска американским писателем-путешественником Брюсом Чатвином. Он запечатлел даму-археолога, наблюдавшую таким образом гигантские рисунки одного из древних племен, которые трудно увидеть с обычной точки зрения.
И как видно на выставке, многие архитекторы действительно сейчас не мыслят свою работу только единичными зданиями или даже районами, а рассматривают свой труд как бы со стремянки больших гуманитарных проблем.
Как устроить временное жилье сразу для миллиона человек, приезжающих в чистое поле на традиционный праздник? Такой вопрос стоит перед индийским архитектором, который предложил систему шатров, напоминающую римский военный лагерь.
Как обеспечить доступным жильем уже не один, а 12 миллионов семей беженцев, которые через несколько лет будут жить в Германии? На это отвечает гигантский голубой макет «Нового города» neubau с вкраплениями таких зданий. Эта же тема обустройства беженцев рассматривается и в национальном павильоне Германии, в котором, чтобы продемонстрировать заявленную Ангелой Меркель открытость, разобрали несколько стен — при том что павильон является памятником архитектуры. (После биеннале стены обещают восстановить.)
Как приручить кочевое население Монголии к городской жизни? Пристраивать к стационарным городским домам их любимые юрты, отвечает другой архитектор выставки.
Где брать дешевые строительные материалы? На этот вопрос готовы дать ответ многие. Например, в первом зале выставки посетители видят большую стену, выложенную как будто из известняка. На самом деле новый материал сформован из отходов, образовавшихся после предыдущей художественной биеннале.
Другая идея, разработанная инженерами Массачусетского технологического университета, — это экономия материала за счет экономии пространства. Они утверждают, что традиционные стоечно-балочные конструкции, в которых мы все живем, нерациональны. Лучше использовать нечто вроде сводов-парусов разной кривизны. Причем рассчитанные на компьютере детали этих сводов можно собирать на месте, без всякого связующего раствора, всухую.
Как сделать городскую среду более комфортной? Самый оригинальный ответ на этот вопрос предложил испанский архитектор: он выяснил, что на самоощущение городских жителей благотворно действует колокольный звон. И предложил звонить не только к церковным службам, но и в неурочное время — просто чтобы поднять настроение. Этот проект представлен стендом с кружками, обозначающими порайонную интенсивность звона.
В британском павильоне еще один неожиданный поворот темы: там предлагают заранее подумать, на какое количество времени нам нужен дом или квартира, — и в соответствии с этим и разрабатывать эти пространства. В павильоне показаны макеты дома на час (он представляет собой лежанку с Wi-Fi), на несколько дней, на годы и на десятилетия. Этот в высшей степени концептуальный проект заслуживает отдельного рассмотрения.
В международной выставке Аравена пригласил участвовать двух архитекторов из России, представляющих два разных подхода к теме. Молодой Борис Бернаскони относится к линии изобретателей и технологов со своим сложным зданием MATREX в Сколково, сияющий синим светом макет которого установлен в самом центре Арсенала.
Маститый Александр Бродский представляет возможно самую лаконичную форму экономной кризисной архитектуры — это простой сарай, покрытый рубероидом. Наклонeнный на несколько градусов, что создает ощущение покосившейся от времени постройки. За сараем — ржавый стол со стульями и слепленные из глины шахматы. Архитектор поясняет, что его объект имеет больше отношения к душе, чем к градостроительным проблемам. Но идею бедности и человечности этот сарайчик выражает лучше многих затейливых и грандиозных идей.