18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале в пользу бедных

Завтра в Венеции официально открывается международная архитектурная биеннале. Первыми впечатлениями делится Милена Орлова

«Репортаж с линии фронта» — так куратор Алехандро Аравена, чилийский архитектор, обозначил главную тему. Приглашенные им участники международной выставки в Арсенале и в павильоне Италии в Джардини (многие из них моложе 40 лет, и многие на биеннале впервые) гораздо больше озабочены социальными проблемами, чем красотой архитектурных решений. Возможно, потому что многие происходят из не самых благополучных стран.

Символом выставки стала вовсе не колонна и не куб из стекла, а простая железная стремянка, поставленная среди пустыни. Со стремянки некая женщина пытается разглядеть что-то, нам не видное. Это снимок, сделанный в начале 70-х годов в пустыне Наска американским писателем-путешественником Брюсом Чатвином. Он запечатлел даму-археолога, наблюдавшую таким образом гигантские рисунки одного из древних племен, которые трудно увидеть с обычной точки зрения.

И как видно на выставке, многие архитекторы действительно сейчас не мыслят свою работу только единичными зданиями или даже районами, а рассматривают свой труд как бы со стремянки больших гуманитарных проблем.

Как устроить временное жилье сразу для миллиона человек, приезжающих в чистое поле на традиционный праздник? Такой вопрос стоит перед индийским архитектором, который предложил систему шатров, напоминающую римский военный лагерь.

Как обеспечить доступным  жильем уже не один, а 12 миллионов семей беженцев, которые через несколько лет будут жить в Германии? На это отвечает гигантский голубой макет «Нового города» neubau с вкраплениями таких зданий. Эта же тема обустройства беженцев рассматривается и в национальном павильоне Германии, в котором, чтобы продемонстрировать заявленную Ангелой Меркель открытость, разобрали несколько стен — при том что павильон является памятником архитектуры. (После биеннале стены обещают восстановить.)

Как приручить кочевое население Монголии к городской жизни? Пристраивать к стационарным городским домам их любимые юрты, отвечает другой архитектор выставки.

Где брать дешевые строительные материалы? На этот вопрос готовы дать ответ многие. Например, в первом зале выставки посетители видят большую стену, выложенную как будто из известняка. На самом деле новый материал сформован из отходов, образовавшихся после предыдущей художественной биеннале.

Другая идея, разработанная инженерами Массачусетского технологического университета, — это экономия материала за счет экономии пространства. Они утверждают, что традиционные стоечно-балочные конструкции, в которых мы все живем, нерациональны. Лучше использовать нечто вроде сводов-парусов разной кривизны. Причем рассчитанные на компьютере детали этих сводов можно собирать на месте, без всякого связующего раствора, всухую. 

Как сделать городскую среду более комфортной? Самый оригинальный ответ на этот вопрос предложил испанский архитектор: он выяснил, что на самоощущение городских жителей благотворно действует колокольный звон. И предложил звонить не только к церковным службам, но и в неурочное время — просто чтобы поднять настроение. Этот проект представлен стендом с кружками, обозначающими порайонную интенсивность звона.

В британском павильоне еще один неожиданный поворот темы: там предлагают заранее подумать, на какое количество времени нам нужен дом или квартира, — и в соответствии с этим и разрабатывать эти пространства. В павильоне показаны макеты дома на час (он представляет собой лежанку с Wi-Fi), на несколько дней, на годы и на десятилетия. Этот в высшей степени концептуальный проект заслуживает отдельного рассмотрения. 

В международной выставке Аравена пригласил участвовать двух архитекторов из России, представляющих два разных подхода к теме. Молодой Борис Бернаскони относится к линии изобретателей и технологов со своим сложным зданием MATREX в Сколково, сияющий синим светом макет которого установлен в самом центре Арсенала.

Маститый Александр Бродский представляет возможно самую лаконичную форму экономной кризисной архитектуры — это простой сарай, покрытый рубероидом. Наклонeнный на несколько градусов, что создает ощущение покосившейся от времени постройки. За сараем — ржавый стол со стульями и  слепленные из глины шахматы. Архитектор поясняет, что его объект имеет больше отношения к душе, чем к градостроительным проблемам. Но идею бедности и человечности этот сарайчик выражает лучше многих затейливых и грандиозных идей.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+