18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Камнерез номер один

Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва
Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва

Василий Коноваленко (1929–1989), возродивший традиции скульптуры из твердых камней, которой славились русские фирмы Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского, стал единственным художником-прикладником, который удостоился в советское время персональной выставки в одном из ведущих музеев страны (она прошла с невиданным успехом в Русском музее в 1973 году). Работы его приобрел даже Гохран как национальное достояние.

К почти забытой в советское время мелкой пластике из самоцветов Коноваленко, работавший художником Кировского (Мариинского) театра, пришел, когда создавал декорации к постановке в 1957 году балета Сергея Прокофьева Каменный цветок. На выставке Во власти камня Музеи Московского Кремля представят около 100 работ из коллекции музея «Самоцветы» (Москва), Гохрана РФ, Музея естественной истории Денвера (Колорадо, США), из собрания семьи художника в Вене, Нью-Йорке, из частных коллекций. Будут не только скульптуры из самоцветов, но и работы из бронзы и серебра, графика, эскизы театральных декораций. Большинство скульптур, созданных Коноваленко, изображают героев русских сказок, забавные сценки из жизни: рыбалку (На мормышку), подвыпивших мужичков (Бражники), старика и старуху, перематывающих пряжу (Бабушка и дедушка). А в «каменном зоопарке» мастера главным героем, безусловно, является великолепный — и по размерам, и по мастерству  исполнения — Бегемот, облицованный пластинами малахита в трудоемкой технике русской мозаики.

Будут среди экспонатов и совсем необычные вещи. Получив как-то госзаказ на скульптуру из самоцветов Владимира Ленина с бревном на субботнике, Коноваленко в результате ограничился знаменитой кепкой Ильича и его сапогами.

В 1981 году скульптор вынужден был уехать в США, где скоро стал очень популярен, — и продолжал создавать образы, связанные с Россией (Странник/Старовер). Только единичные работы посвящены американской теме, как портрет Мартина Лютера Кинга и композиция, изображающая американских старателей ХIХ века. В конце 1980-х мастер хотел вернуться на родину и создать школу камнерезного искусства. Но, увы, этому помешала его внезапная смерть. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+