18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Камнерез номер один

Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва
Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва

Василий Коноваленко (1929–1989), возродивший традиции скульптуры из твердых камней, которой славились русские фирмы Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского, стал единственным художником-прикладником, который удостоился в советское время персональной выставки в одном из ведущих музеев страны (она прошла с невиданным успехом в Русском музее в 1973 году). Работы его приобрел даже Гохран как национальное достояние.

К почти забытой в советское время мелкой пластике из самоцветов Коноваленко, работавший художником Кировского (Мариинского) театра, пришел, когда создавал декорации к постановке в 1957 году балета Сергея Прокофьева Каменный цветок. На выставке Во власти камня Музеи Московского Кремля представят около 100 работ из коллекции музея «Самоцветы» (Москва), Гохрана РФ, Музея естественной истории Денвера (Колорадо, США), из собрания семьи художника в Вене, Нью-Йорке, из частных коллекций. Будут не только скульптуры из самоцветов, но и работы из бронзы и серебра, графика, эскизы театральных декораций. Большинство скульптур, созданных Коноваленко, изображают героев русских сказок, забавные сценки из жизни: рыбалку (На мормышку), подвыпивших мужичков (Бражники), старика и старуху, перематывающих пряжу (Бабушка и дедушка). А в «каменном зоопарке» мастера главным героем, безусловно, является великолепный — и по размерам, и по мастерству  исполнения — Бегемот, облицованный пластинами малахита в трудоемкой технике русской мозаики.

Будут среди экспонатов и совсем необычные вещи. Получив как-то госзаказ на скульптуру из самоцветов Владимира Ленина с бревном на субботнике, Коноваленко в результате ограничился знаменитой кепкой Ильича и его сапогами.

В 1981 году скульптор вынужден был уехать в США, где скоро стал очень популярен, — и продолжал создавать образы, связанные с Россией (Странник/Старовер). Только единичные работы посвящены американской теме, как портрет Мартина Лютера Кинга и композиция, изображающая американских старателей ХIХ века. В конце 1980-х мастер хотел вернуться на родину и создать школу камнерезного искусства. Но, увы, этому помешала его внезапная смерть. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+