Посвященный кино- и медиаискусству новый отдел Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина расширяет границы сенсорики.
На летнее время здание на Волхонке, д. 14 (прежде Институт философии РАН, а ранее усадьба Голицыных) станет домом медиаискусства. Гений места имеет здесь самое непосредственное значение. Выставка «Дом впечатлений» посвящена столкновению прошлого и будущего, настоящее которого, представленное в залах музея, уже по логике названия должно быть впечатляющим («впечатление», impression отсылает к импрессионизму). Работы классиков медиаискусства и их последователей обращаются к зрителю через современные средства на уровне оптических, ментальных, тактильных, даже вербальных образов. Сверхчувствительный арт требует едва ли не больших объяснений, чем классический, а потому по музею вполне традиционно водят экскурсии и у каждого экспоната сосредоточенно объясняют специфику авторских ноу-хау.
Концептуальная загруженность разная, диапазон довольно широк: нашлось место феминистской видеодокументации, science art, 3D-объектам, размытым digital-структурам, «потоку сознания» в разных формах, инсталляциям, которые в прямом смысле можно назвать коридорами сознания, очевидных из которых два. В тесном пространстве знаменитого дезориентатора Брюса Наумана зритель удаляется приближаясь: на телеэкранах в конце пути транслируется облик входящего со спины. Творение Ксении Перетрухиной и Дмитрия Власика больше напоминает лабиринт. Пробираясь в потемках сквозь череду стеллажей бывшей философской библиотеки, в нем каждый услышит «шум столетий» — сопровождение невидимых часов.
Заслуживает внимания и сам по себе главный коридор экспозиции. Портреты, вырисовывающиеся штрихами, от цифры к цифре, словно в детских развивающих тетрадях, на самом деле целое социологическое исследование художника Мариано Сардона о главных точках восприятия зрителем других людей.
Не нуждающийся в представлении Билл Виола в перформансе «Отражающий бассейн» — вновь со своей излюбленной стихией, символизм которой (граница бытия — небытия, видимость — реальность) уже не раз использовал в тех же «Трех женщинах», «Пяти ангелах миллениума», «Посланнике». Те, в ком пробудится дух буддийской метафизики, вспомнят о левитациях Сиддхартхи, западники задумаются о визуальном определении безвременья.
Но на самом пике эфемерности балансирует невидимая работа Юрия Календарёва. Она воздействует физически, через звук и вибрации: записанные сердцебиение самого автора, голоса животных и низкие частоты накрывают невидимой, но ощутимой волной. После подобных интерактивных опытов ироничное «Золотое путешествие» французских багетов (оммаж «Золотой легенде» Рене Магритта) знаменитых пионеров видеоарта Штейны и Вуди Васюлка вызывают желание накрыть эти экраны с летающими хлебобулочными накрахмаленной, старательно вышитой бабушкой салфеткой.
На вышедшие не только за рамки экранов, но и за размеры материала многие другие бесспорно впечатляющие арт-интерактивы можно посмотреть до 30 сентября.