Дискуссия проходила на фоне пяти произведений современного искусства, суммарный эстимейт которых превышает $5 млн. Эти работы на прошлой неделе привезли на предаукционную выставку Sotheby’s в пространстве ЗИЛАРТ. Вела дискуссию Джо Викери, глава отдела русского искусства Sotheby’s, которая задала два направления разговора: о художниках, владеющих умами поколения, и о меценатах, помогающих передать их работы и, как следствие, влияние будущему.
Какой путь эффективнее для художника, желающего стать знаменитым и влиятельным, — заслужить признание важных коллекций, музейных или частных, либо просто уметь «продать» себя, — на эту тему говорила Изабель Паагман, глава отдела частных продаж современного искусства в Европе. Например, Энди Уорхол (его работа «Две сестры» с эстимейтом до $1,5 млн как раз висела за спиной Изабель), по ее словам, «умел понимать ожидания тех, с кем общался, а это всегда поднимает статус художника: 15 минут правильной собственной презентации — и вы уже знамениты».
Но и роль меценатов нельзя недооценивать — с этим полностью согласна Марина Ситнина, куратор направления «арт-банкинг» и директор художественной коллекции Газпромбанка. «Искусство с самого начала держалось на меценатах. На протяжении веков его поддерживали церковь, аристократы, банкиры и промышленники, теперь пришел черед корпораций, — сказала она. — Современное искусство зависит от развития технологий, и для создания произведений (например, инсталляций или мультимедиа) художникам нужны немалые средства, поэтому очень важно именно продюсировать работы».
Тему развил Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж». «Возможность сделать выставку — это хороший толчок в карьере молодого художника, как и возможность просто спокойно работать и быть в курсе мирового искусства, — отметил он. — „Гараж“ издает огромное количество книг об искусстве, передает их в региональные библиотеки (борясь с „центричностью“ искусства, в России сосредоточенного в столицах), дает художникам гранты».
«Смысла в еще одной коллекции современного искусства немного, — ответил Антон Белов на провокационный вопрос Джо Викери о постоянном собрании музея, — пока это искусство не описано и не осмыслено. Мы своими проектами вписываем русское современное искусство в международный контекст, собираем уникальный архив, рассказываем о нем всем — от детей до пенсионеров. Современное искусство необходимо обществу. Не создав будущего сейчас, мы лишимся прошлого. Потому что Айвазовскому и авангарду уже больше века, а они до сих пор олицетворяют Россию».