18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Княжеские покои извлекли из сталинского корсета

№44
Материал из газеты

В обновленном легендарном советском ресторане «Арагви» открыли древнейший памятник. Под одной крышей объединились четыре важные исторические постройки: стены XVII века, палаты XVIII столетия, остатки гостиницы «Дрезден» и остов сталинского дома, построенного Аркадием Мордвиновым в 1938 году

В строй вернулся знаменитый ресторан «Арагви» — с обновленным интерьером и его самой древней частью, построенной более 300 лет назад. Когда в 2004 году новый инвестор начинал реконструкцию «Арагви» (партнеры по проекту — группа «Ташир» Самвела Карапетяна и глава совета выпускников школы «Сколково» Гор Нахапетян), планировалась быстрая, не слишком обременительная для бюджета реконструкция. Однако детальное исследование объекта выявило не только отсутствие важных коммуникаций, которые потом прокладывали под Тверской. Прежде всего новые владельцы обнаружили палаты XVII века, сохранившиеся идеально — благодаря тому, что о них никто не знал. И не стоит гадать, почему Аркадий Мордвинов, корифей сталинской архитектуры, построивший грандиозный дом на углу Тверской и Столешникова переулка, деликатно укрепив фундамент (бетонная колонна проходит через палаты, не разрушая их), сохранил в тайне содержимое подвала. Хотя архитектура XVII века для Москвы редкость, ее можно найти. Палаты Тверского подворья на Кузнецком Мосту и палаты Аверкия Кириллова на набережной, палаты Мазепы в Колпачном переулке и палаты в Овчинниковском. Однако случай «Арагви» особый, здесь под одной крышей оказалось сразу четыре памятника: XVII век, открытый в 2004 году, примыкающие к нему палаты XVIII столетия, выше — остатки некогда знаменитой гостиницы «Дрезден» (включенные Мордвиновым в новое здание) и собственно дом, построенный соавтором гостиницы «Украина» в 1938 году. Причем самые старые палаты — явно княжеские, судя по высоким сводам, настоящий дворец. «Уникальность объекта в том, что реставраторы здесь ничего не приукрасили, — комментирует руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Задача была сохранить то, что дошло. Оставить белый камень там, где он есть, старые кирпичи с клеймами XVII века (в том числе с единорогом), скругленные валики наличников — характерную для того времени отделку, типичную для дворцовых палат».

Теперь, спускаясь по лестнице, вы погружаетесь в древность. И видите, что вход в палаты был со стороны Кремля — там, где сейчас обжитой двор. Легко понять восторг главы Мосгорнаследия — больше всего в этой истории поражает желание владельца помещения добровольно его сохранить. Столичный чиновник подтверждает: добрая воля инвестора сегодня большая редкость. А здесь была именно что добрая воля: не сообщи владелец ресторана в департамент об открытых сводах, никто бы о них не узнал. Тогда как, признав их существование, он вложил в реставрацию около 500 млн руб. При Мордвинове своды заложили плиткой: в старом «Арагви» здесь находилась кухня. Теперь под сводами зал, где гости могут увидеть деталь розетки и единственный фрагмент древней росписи, дошедший до нас. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+