Настрой у экспертов аукционных домов оптимистичный. Будет лучше, чем в прошлом году, — в этом продавцы искусства едины. Что думают об этом покупатели, покажут итоги аукционов. В целом для них постарались обеспечить выбор из работ получше — и подешевле.
Каждый из аукционных домов по-прежнему в своем репертуаре. Christie’s делает акцент на изысканных знаточеских вещах. Например, на торгах будут листы дизайна костюмов Льва Бакста к балету Спящая красавица, сделанные в 1921 году. Учитывая юбилей художника и две выставки, посвященные ему Государственным Русским музеем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, — отличный выбор для частной коллекции. Дороже всего эскиз костюма Волка (эстимейт £40–60 тыс.). У Christie’s в каталоге немало «первых имен», при этом многие представлены небольшими работами или графикой, то есть вещами качественными, но недорогими. Здесь мистическая гуашь Наполеон, мечтающий о свободе Мстислава Добужинского (£6–8 тыс.), карандашный кубистический автопортрет Наталии Гончаровой со штампом коллекции князя Аргутинского-Долгорукого (£12–15 тыс.), карандашный же Васька (лежащий чубатый конь) Валентина Серова (£8–12 тыс.), небольшое масло Старая Русса Бориса Кустодиева (£20–30 тыс.). Русские торги, конечно, не могут обойтись без чего-то солидного и даже пафосного — такую роль «обложечных» работ отлично играют пейзажи Ивана Айвазовского, которых у Christie’s целых три, самый дорогой — Османская кофейня в лунном свете, написанный на острове Родос (£200–300 тыс.).
Sotheby’s обычно стремится поразить коллекционеров роскошью имен и ассортимента. Вне конкуренции полотно На опушке соснового леса Ивана Шишкина, соединяющее в себе все то, чего мы ждем от художника: даль, ширь, рожь. Этот пейзаж написан в окрестностях Елабуги, и не исключено, что с той же самой точки, с которой 20 годами раньше — знаменитая Рожь (сейчас в Государственной Третьяковской галерее). Только теперь художник развернулся в другую сторону — к лесу передом, а к полю задом. За полотно, представленное на 25-й выставке Товарищества передвижников, соперничали Николай II и Дмитрий Стахеев, причем в итоге оно досталось не царю, а частному коллекционеру. Сейчас картина продается с эстимейтом £500–700 тыс. Так же оценен огромнейший (3х4,5 м) Иван Сусанин Константина Маковского. Заснеженный лес, пылающий костер, коварные поляки и седобородый герой, а в углу — плоды его подвига, венчание на царство Михаила Федоровича Романова. Это полотно уже выставлялось на торги, но с эстимейтом заметно более высоким. И Волчья охота Николая Сверчкова, и Вечерний отсвет Ивана Айвазовского, и Пьющая лань Нико Пиросмани — все это с точки зрения прежних «тучных лет» оценено недорого. Кажется, и правда кризис — лучшее время создавать коллекцию. Кроме классической живописи, Sotheby’s продает соцреализм (Туристы Георгия Нисского) и современное искусство на отдельных торгах, где русские художники объединены с восточноевропейскими и мастерами кавказского региона. Тут заслуживает особого внимания хрестоматийная работа соц-арта Двойной автопортрет 1972 года Комара и Меламида (£100–150 тыс.), а также громкие имена — от Владимира Вейсберга до Айдан Салаховой.
Аукционный дом МасDougall’s знаменит неожиданными рыночными решениями. На сей раз он задумал протестировать почти неизведанную часть русского рынка — фотографию. Но основную часть торгов MacDougall’s составляет, конечно, классика: небрежно-эффектное полотно Генриха Семирадского Светочи христианства. Факелы Нерона (£400–500 тыс.), зацепившийся за скалу Спасшийся Ивана Айвазовского (£450–600 тыс.), Баржа на Оке Василия Поленова (£200–300 тыс.), несколько видов русских церквей и монастырей кисти Сергея Виноградова. Выделяется среди этих полотен ранний пейзаж Василия Кандинского, поля с избушкой, написанный в 1903 году в деревне Васильевское в удивительной переходной манере от импрессионистической к экспрессионистической (он оценен в £280–350 тыс.).
Каталог МасDougall’s в этом сезоне толще, чем у других аукционных домов. Отчасти, конечно, потому, что в нем объединены все возможные разделы русского искусства. Много советского искусства, есть хорошенький Тюрлик Гелия Коржева, выставка которого скоро завершается в Третьяковской галерее (£4–6 тыс.), немало работ нонконформистов, есть даже целая коллекция от «итальянского джентльмена» с работами Бориса Свешникова и Дмитрия Краснопевцева. Завершит аукцион подборка фарфора и небольшой раздел фотографии.
Bonhams на сей раз гордится ранним Натюрмортом с рыбами Михаила Ларионова 1909 года, оцененным в £80–100 тыс. В £200–300 тыс. в этом аукционном доме оценили очаровательное полотно Алексея Харламова с тремя читающими книжку девочками с голыми плечиками (на такие картины всегда находится спрос), и в ту же сумму — сделанный в один прием, во время вечера в Абрамцеве, набросок Живая картина на тему Данте и Вергилия Михаила Врубеля. Список необычных работ на Bonhams дополняет Автопортрет Юрия Анненкова — но не маслом, а в бронзе. Это единственная известная скульптура знаменитого художника (£50–70 тыс.).
В целом каталоги всех аукционов тоньше, чем прежде, а ожидаемая домами выручка — меньше.
Лондон, 6–8 июня