18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Три художника, три версии современного реализма

№44
Материал из газеты

Один британец и два американца из поколения 40-летних

Проект Реализмы маркирует тему, важную как для всего искусства, так и для нашего зрителя, давно подсаженного на правдоподобие. Что такое реализм после того, как сама реальность исчезла? Одно дело — времена Гюстава Курбе и передвижников с их противостоянием академизму, и другое — начало XXI века, когда виртуальные миры, массмедиальные клише и откровенные «фейки» полностью исказили представления о том, что происходит за пределами нашего тела.
Для ответа на «проклятые» вопросы куратор Дмитрий Озерков выбрал трех художников из поколения 40-летних: британца Митча Гриффитса, американцев Джима Шоу и Тони Мателли. Драматургия выставки четкая и напряженная. Вот 28 многодельных картин Гриффитса с композициями как у классиков. Рядом две — Мемориал Джефферсона и Бытовая изнанка Капитолия — постмодернистские аппликации Шоу, созданные поверх старых театральных задников акрилом, муслином, леской и горячим клеем, а также полиуретаново-волосяной объект Мателли Истерзанные.

Ответ на вопрос, почему использовано такое необычное количественное соотношение, спрятан в каталоге выставки, где процитированы два российских философа. Они говорят о задачах искусства «отражать духовную жизнь человека» (Моисей Каган) и «нести в себе идеалы, смыслы бытия» (Юрий Борев). Этому и служит Гриффитс, помещающий своих персонажей: богему, клерков, гопников — в мизансцены, придуманные Караваджо, Рембрандтом, Рубенсом. В Опьяненной нации они заливают вино в горло беспомощному мужчине. В картине Муза умерла выносят из операционной нагую женщину, жертву борьбы за красоту. Из головы Горгоны торчат облитые нефтью доллары. Валютная тема обыграна и в картине Парень XXI века, где юношу в белых плавках украшает венчик из «зеленых». Пара отдыхает прямо на асфальте, бросив рядом пакет из фастфуда. А может, это гопнику снится сказка о романе с топ-моделью.

Художник вовремя откликается и на злободневность: в 2016-м Гриффитс создал картину Все, что они принесли — полицейский несет обессиленную беженку. Получилось пафосно, но с идеалами и гуманизмом. У Джима Шоу и Тони Мателли нет ни иллюзий, ни гуманизма. Для Шоу очевидно, что на фоне любой самой благопристойной декорации деборовское «общество спектакля» может разыграть только пошлый водевиль. Еще безнадежнее реализм Мателли: его Ева и Адам не просто изгнаны из рая — взорвавшийся рояль, который впился металлом и деревом в их беззащитные тела, не оставляет никаких шансов на поиски смыслов и идеалов.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+