18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Три художника, три версии современного реализма

№44
Материал из газеты

Один британец и два американца из поколения 40-летних

Проект Реализмы маркирует тему, важную как для всего искусства, так и для нашего зрителя, давно подсаженного на правдоподобие. Что такое реализм после того, как сама реальность исчезла? Одно дело — времена Гюстава Курбе и передвижников с их противостоянием академизму, и другое — начало XXI века, когда виртуальные миры, массмедиальные клише и откровенные «фейки» полностью исказили представления о том, что происходит за пределами нашего тела.
Для ответа на «проклятые» вопросы куратор Дмитрий Озерков выбрал трех художников из поколения 40-летних: британца Митча Гриффитса, американцев Джима Шоу и Тони Мателли. Драматургия выставки четкая и напряженная. Вот 28 многодельных картин Гриффитса с композициями как у классиков. Рядом две — Мемориал Джефферсона и Бытовая изнанка Капитолия — постмодернистские аппликации Шоу, созданные поверх старых театральных задников акрилом, муслином, леской и горячим клеем, а также полиуретаново-волосяной объект Мателли Истерзанные.

Ответ на вопрос, почему использовано такое необычное количественное соотношение, спрятан в каталоге выставки, где процитированы два российских философа. Они говорят о задачах искусства «отражать духовную жизнь человека» (Моисей Каган) и «нести в себе идеалы, смыслы бытия» (Юрий Борев). Этому и служит Гриффитс, помещающий своих персонажей: богему, клерков, гопников — в мизансцены, придуманные Караваджо, Рембрандтом, Рубенсом. В Опьяненной нации они заливают вино в горло беспомощному мужчине. В картине Муза умерла выносят из операционной нагую женщину, жертву борьбы за красоту. Из головы Горгоны торчат облитые нефтью доллары. Валютная тема обыграна и в картине Парень XXI века, где юношу в белых плавках украшает венчик из «зеленых». Пара отдыхает прямо на асфальте, бросив рядом пакет из фастфуда. А может, это гопнику снится сказка о романе с топ-моделью.

Художник вовремя откликается и на злободневность: в 2016-м Гриффитс создал картину Все, что они принесли — полицейский несет обессиленную беженку. Получилось пафосно, но с идеалами и гуманизмом. У Джима Шоу и Тони Мателли нет ни иллюзий, ни гуманизма. Для Шоу очевидно, что на фоне любой самой благопристойной декорации деборовское «общество спектакля» может разыграть только пошлый водевиль. Еще безнадежнее реализм Мателли: его Ева и Адам не просто изгнаны из рая — взорвавшийся рояль, который впился металлом и деревом в их беззащитные тела, не оставляет никаких шансов на поиски смыслов и идеалов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+