На торги Christie’s в Париже 8 и 9 июня будет выставлена коллекция семьи Марси-Ривьер. Разные жанры и эпохи, от египетской скульптуры до живописи Фрэнсиса Бэкона, 370 лотов с суммарной оценкой €18 млн — подобного размаха не случалось на аукционах с тех пор, как была распродана блестящая коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже (впрочем, их никому не догнать, €374 млн за коллекцию кутюрье так и остаются мировым рекордом).
Зейнаб и Жан-Пьер Марси-Ривьер были известными в арт-мире коллекционерами и меценатами. В январе, когда не стало Жан-Пьера, о нем писала вся французская пресса: печальное событие рассекретило имя щедрого донатора музея Орсе, который в 2011 году, после смерти жены, передал туда 141 работу Пьера Боннара и Эдуара Вюйара. В октябре музей покажет их на выставке памяти собирателей, а пока Christie’s готовится распродать остальную коллекцию супружеской пары.
Основу ее в 1970-е годы заложила Зейнаб. Родом из Туниса, она, надо предположить, шокировала свою семью, выйдя замуж за иноверца и еврея, основателя сети недорогих парижских супермаркетов Monoprix Андре Леви-Деспа. Вместе они собирали работы художников группы «Наби» и древние артефакты, а когда после смерти Андре вторым мужем Зейнаб стал промышленник Марси-Ривьер, фокус коллекции сместился на послевоенное и современное искусство, отлично дополнившее интерьеры особняка на рю-де-Варенн. К раритетам древней части коллекции относится римский мраморный торс танцующего фавна, датируемый I веком до н. э. (€200–300 тыс.). У скульптуры помимо неоспоримых художественных достоинств любопытный провенанс: обнаруженная в 1777 году во время раскопок на вилле Негрони в Риме, она вскоре попала в одну парижскую коллекцию, во время Великой французской революции была экспроприирована и определен в галерею древностей музея Наполеона (нынешнего Лувра), потом возвращена владельцам и продана в Англию, где украшала дом герцога Вестминстера, и уже там в 1975 году она приглянулся Зейнаб. Также среди интересных лотов — небольшая высеченная из гранита голова фараона, предположительно Аменхотепа II (XV век до н. э., €200–300 тыс.), и фигура гуся с туловищем из дерева и бронзовыми лапами и головой (€50–70 тыс.). В Древнем Египте гусь считался священным животным, из яйца которого появилось солнце.
Но топ-лоты относятся к ХХ веку. В их числе Мужчина в синем VII Фрэнсиса Бэкона (€5–8 млн) — выразительная в своей лаконичности последняя работа серии. Хрупкая человеческая фигура с искаженным лицом пытается вырваться из затягивающего, словно бездна, синего фона. Серия 1954 года воспринимается как символ разоренной Второй мировой войной Европы, а конкретно эта работа, единственная из семи, выставлялась в том же году на Венецианской биеннале, сыграв важную роль в карьере Бэкона. Еще один топ-лот — небольшая скульптура Твердая форма Хулио Гонсалеса, друга Пабло Пикассо (€1–1,5 млн). Выполненная в 1937 году, она демонстрирует серьезный интерес испанского скульптора к абстракции. Изначально работа считалась эскизом к монументальному замыслу, но он в итоге не был воплощен. Хотя лучшие образцы творчества «набидов» уже подарены музею Орсе, несколько работ Боннара все же появятся на торгах. Внимания заслуживают Портрет молодой женщины на голубом фоне (€80–120 тыс.) и небольшой ранний натюрморт Часы (€60–80 тыс.).
Мебель и другие предметы интерьера из дома супругов Марси-Ривьер были подобраны с не меньшим вкусом. Например, пара кресел эпохи Людовика XVI из мастерской Жоржа Жакоба (€60–100 тыс.), того же времени комод с бронзовыми накладками и мраморными колонками на углах с провенансом из знаменитого замка Ментмор баронов Ротшильдов (€50–80 тыс.), секретер с изысканным маркетри Томаса Чиппендейла (€30–50 тыс.), а также люстры и мелкая пластика Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн.