Владимир Михайлов
Художник-камнерез православных образов и символов
1983 первое изделие, вырезанное из камня
2004 начало сотрудничества с Михаилом Сасонко и первая коллекция украшений из благородных металлов
Помните ли вы момент, когда решили, что посвятите свою жизнь декоративно-прикладному искусству? Было ли событие, которое вас к этому подтолкнуло?
Сложно сказать. Если честно, точно не помню. Мне кажется, осознание, что я хочу этим заниматься, пришло, когда я впервые взял в руки камень и из него что-то получилось. Наверное, где-то в 1980-х годах. Это было ощущение, что я могу что-то сам сделать, по-настоящему создать, сотворить.
Среди ваших работ, помимо классических православных атрибутов вроде крестов, икон и перстней, есть коллекция пасхальных яиц. Откуда пришла идея такой линии?
Эта идея возникла как желание сделать что-то новое и более детальное, то есть попробовать создать более высокотехнологичное изделие, проверить свои возможности и умения. Пасхальные яйца — фактура, с которой можно работать в разных направлениях. Эта коллекция первая в своем роде, раньше были лишь единичные экземпляры. Сначала я попробовал сделать механическое яйцо сложной конфигурации, а через год, к следующей Пасхе, решил создать уже целую коллекцию, но технически немного проще.
Как появляются предметы из коллекции «Фантазии»? Это те идеи, которые не умещаются по своему воплощению в основные коллекции?
Смысл этой коллекции кроется в самом названии, это действительно фантазии. Эти изделия — чистое творчество, когда художник отдыхает от работы, фантазирует и созидает легко и в удовольствие.
Недавно в ВМДПНИ состоялась ваша выставка. Какие впечатления у вас остались после нее?
Честно сказать, для меня это было немного неожиданно. Это, конечно, очень почетно, и, безусловно, о том, что я удостоился в таком формате и особенно в таком месте себя показать, можно было только мечтать. Для меня это невероятный и очень сильный заряд эмоций, вдохновения, чтобы продолжать работать дальше. Запас потенциала надолго вперед.
В рамках выставки была организована и образовательная программа. Это была ваша инициатива?
Программа была организована самим музеем, и я был приятно удивлен, когда узнал о ней. Для посетителей выставки искусствовед Андрей Боровский прочел лекции на тему Традиционный костюм в круге жизни русского человека, а филолог-фольклорист Анна Некрылова рассказывала о Пасхе в контексте традиционной народной культуры.
Что из ваших работ можно было увидеть в музее?
Основных разделов выставки было четыре: совсем ранние мои работы; Православные праздники, куда вошли изделия, посвященные особо почитаемым в православии праздникам; Православные таинства, где можно было увидеть сакральные предметы, которые сопровождают человека в главных таинствах, а потом передаются по наследству из поколения в поколение, такие предметы, которые считаются благословением детям и близким людям в важнейшие моменты их жизни; и еще один раздел — это, конечно, Пасха. В нем были представлены те самые пасхальные яйца — от миниатюрных подвесок до настольных художественных композиций.
На выставке были и ваши художественные работы, а сейчас вы продолжаете рисовать?
Да, когда нахожу время, обязательно стараюсь рисовать, это очень важно. Это как гимнастика, как зарядка по утрам — важна и необходима. В любом возрасте, в любом состоянии художник должен дружить с рисунком. Я предпочитаю графику. Делаю какие-то карандашные наброски, очень люблю рисовать пейзажи — просторы родные в Боровичах, горизонты.
А если говорить о молодежи, вы лично как-то поддерживаете молодых художников или ювелиров, работающих в схожих с вами техниках?
Нет, потому что я просто не вижу этой аудитории и не вижу в ком-то заинтересованности в этом деле. Если появятся единомышленники, поверьте, я буду только рад, но, к сожалению, пока не встречал. Это такая скрупулезная техника, очень сложная, а молодежь хочет эффектности и чтобы всё и сразу. Но в этой работе долгое время нужно быть, так скажем, послушником. А быть послушным нынешней молодежи нелегко.
А не было мысли создать свою школу, передавать мастерство и знания?
Я сам еще продолжаю постоянно учиться. И сказать, что я создал школу и достоин учеников, — значит поставить точку в творчестве. Я для себя это так понимаю.
Кому-нибудь из ваших троих детей вы передаете свои знания и умения?
Стараюсь понемногу приобщать дочь. У нее есть упрямство, это хорошее качество для нашего дела. А что будет дальше — посмотрим.
Есть еще что-то, что вас увлекает, чем вы интересуетесь, помимо ювелирного дела?
Конечно, есть. Ювелирное дело — это выход творческой энергии. А увлекает меня все, что есть вокруг, весь мир. Я люблю музыку, люблю книги и интересуюсь всем — от церковного пения до езды на самокате.