18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Игры Урса Фишера

№44
Материал из газеты

В Музее современного искусства «Гараж» открывается первая в России выставка одного из самых востребованных сегодня в мире скульпторов

Справка

Урс Фишер
Художник

Родился в Цюрихе, Швейцария, в 1973 году. Учился в цюрихской Школе дизайна на фотографа, заработая ночами вышибалой в ночных клубах и на частных вечеринках. В 1993 году переехал в Амстердам, где и начал заниматься искусством, После жил в Лондоне, Лос-Анджелесе, Берлине, затем в 1999 году переехал в Нью-Йорк, где живет и сейчас. Первая его персональная выставка прошла в 1996 году в Цюрихе. Среди недавних соло-выставок: Большая глина № 4 (Сигрем-плаза, Нью-Йорк, 2015), YES (пространство «Скотобойня» на острове Индра, Греция, 2013), Урс Фишер (Музей современного искусства, Лос-Анджелес, 2013). Участник многих групповых выставках. В 2003, 2007 и 2011 годах выставлялся на Венецианской биеннале.

Еще…

Тот, кто хоть раз видел работы швейцарца Урса Фишера, вряд ли их забудет. Они зрелищны, парадоксальны, остроумны, часто провокационны. Его инсталляция на Венецианской биеннале в 2011 году сразу стала одним из ее главных хитов, вокруг всегда толпились зрители, завороженно наблюдая за тем, как постепенно оплывающую гигантскую восковую свечу — пятиметровую копию Похищения сабинянок итальянского маньериста Джанбаттисты Болонья — созерцает натуралистично воспроизведенная восковая мужская фигура друга Фишера художника Рудольфа Стингела, на голове которого тоже горит свеча. Помимо восковых фигур (как правило, портретов друзей и автопортретов), которые художник начал делать с 2003 года, он успел еще построить альпийскую хижину из хлеба (Хлебный дом, 2004–2005), вырыть в стерильном пространстве одной известной нью-йоркской галереи гигантский кратер (You, 2007), пробить большую дыру в стене другой, открыв перспективу из одного зала со своими инсталляциями в другой, вывесить на лесках сшитые вместе половинки разных фруктов и овощей, оставляя их гнить на глазах у публики, перевести на поверхность зеркальных параллелепипедов увеличенные изображения пачки сигарет, тележки из супермаркета, скульптуры Родена и всего прочего, что попадалось под руку и на глаза.

Дальше пошла серия портретов из винтажных голливудских фотографий (Problem Painting), перенесенных на большие алюминиевые панели, где на лица наложены натуралистично изображенные самые неожиданные объекты: гриб, водопроводный кран, яйцо, тлеющая сигарета.

Все эти выходки Фишера пользуются неизменным успехом у публики, но и художественное сообщество отнюдь не обходит их своим вниманием. Достаточно сказать, что Фишеру покровительствуют такой галерист, как Ларри Гагосян, и такой коллекционер современного искусства, как Франсуа Пино, — первой персональной выставкой в его Палаццо Грасси в Венеции в 2012 году стала ретроспектива Фишера. О нем пишут критики, пытаясь объяснить феномен этого художника-самоучки (в начале 1990-х он недолго учился на фотографа в родном Цюрихе), сравнивают его работы с работами его соотечественников Фишли и Вайса, австрийца Франца Веста и итальянца Маурицио Каттелана, такого же неистощимого выдумщика и enfant terrible. Другие ищут влияние Дюшана, сюрреалистов, и даже классического искусства: восковые тающие скульптуры и гниющие фрукты — чем не современный ответ на тему vanitas старых мастеров?

В одном, однако, все, кажется, все же договорились — считать Фишера скульптором. Притом что он всеяден, и в ход идет все — от воска, гипса, глины и дерева до зеркал, органических портящихся продуктов, силикона. Помимо скульптуры Фишер создает объекты, инсталляции, занимается живописью. Впрочем, а где границы скульптуры сегодня вообще? За ней остались разве что трехмерность, вовлечение в ее орбиту окружающего пространства и обыгрывание фактуры материала.

Все это есть и в работах Фишера. И, кстати, именно пространство стало отправной точкой и для нынешней выставки Урс Фишер. Маленький топор в «Гараже» (кураторы — Кейт Фаул, Снежана Крыстева и Анастасия Митюшина). Идея возникла год назад, когда скульптор приезжал в Москву на открытие нового дома музея — реконструированного Ремом Колхасом бывшего ресторана «Времена года». Предложение сделать выставку исходило от музея, а обыграть пространство здания камерными работами, за которыми стоят очень личные человеческие истории, — от Фишера. По идее автора, они должны создать противовес безличной мощи советского модернистского здания 1960-х. Было решено показать около 30 мелких скульптур (самая крупная ­— 15 см). Часть из них Фишер делал специально для московской выставки. Причем они будут контрастировать не только с музейным пространством, но и с крупноформатными работами Фишера, которые тоже приедут, — пять больших живописных работ (фотографии сада скульптора в Лос-Анджелесе, закрашенные мазками краски). Будет и восковая скульптура — Портрет Бруно и Йойо, изображающий двух друзей художника в натуральную величину, одна работа из серии со стульями, и Без названия (2015)  — унитаз с горой фруктов (привет Дюшану!). Всего 36 работ.

Параллельно на площадке перед музеем развернется еще один проект Фишера, YES, начатый в 2011 году, где волонтеры и сам художник лепят из необожженной глины все, что им захочется. Фишер настолько трепетно относится к этому проекту, что даже издал толстый каталог с работами и длинным списком  участников. В московской версии YES помимо самого художника поучаствуют и его друзья, повара Мина Стоун и Алекс Иглтон — будут готовить для волонтеров проекта. Но и это еще не все. В июле в Западной галерее «Гаража» откроется что-то вроде советской «комнаты отдыха», где можно будет посмотреть альбомы и любимые фильмы Фишера, познакомиться с другими его проектами. В общем, скучно не будет. Ведь и для самого автора всей этой истории искусство — это прежде всего игра без правил.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+