18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие Иеронима Босха: теперь в версии музея Прадо

№44
Материал из газеты

В ответ на ретроспективу в Хертогенбосе испанцы выдвигают свои козыри

По крайне мере так заявляют ее организаторы, хотя в начале мая в родном городе художника голландском Хертогенбосе закрылась первая в марафоне Босхианы этого года выставка, куда удалось заполучить 20 картин и 19 рисунков мастера (для сравнения: в Прадо — 25 картин). Голландская Иероним Босх. Видения гения, сопровождавшаяся к тому же суперсовременными интерактивными эффектами, имела оглушительный успех: ее посетило более 420 тыс. человек. Хотя такую популярность можно объяснить неспадающим интересом зрителя к инфернальным видениям самого загадочного художника в истории искусства, свою лепту внес и скандал голландцев с Прадо.

Специально созданная к памятной дате Иеронима Босха (1450–1516) команда голландских экспертов за почти десятилетие обследовала с использованием новейших средств все наследие художника, практически никогда не подписывавшего свои работы, и сделала ряд сенсационных заявлений, в частности о том, что две картины — Святой Антоний и Извлечение камня глупости — из трех, которые согласился прислать на выставку Прадо, на самом деле никакой не Босх, а мастерская или последователи, соответственно, и датировки сильно передвинулись. В ответ Прадо отказался посылать эти две картины, но обе они вошли в мадридскую выставку — разумеется, как работы Босха. Помимо них и других произведений художника из коллекции Прадо, самой большой в мире, в Мадрид прибыли картины и рисунки из других мировых собраний: Альбертины и Музея истории искусств в Вене, Лувра, Дворца дожей в Венеции, Музея изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Вашингтоне. Главное же украшение выставки, несомненно, — знаменитый триптих Искушение святого Антония из Музея старого искусства в Лиссабоне, практически не покидающий его стен.

Экспозиция выстроена не хронологически, а по главным темам нидерландского мастера: Ад, Семь смертных грехов, Искушения. Что объяснимо: эксперты до сих пор не могут выстроить стилистическую эволюцию этого художника-одиночки, появившегося со своими видениями человеческих пороков и неминуемых страшных наказаний за них словно ниоткуда или, может, из самой преисподней. Но очертить контекст и источники, из которых Босх, возможно, брал «фактуру», устроители выставки все же попытались. Экспозиция из шести разделов начинается с его родного Хертогенбоса и его современников Аларта дю Хамеля и Арьена ван Вессела. Полотна Босха соседствуют с картинами, гравюрами и миниатюрами на схожие темы и других его современников, что, по замыслу кураторов, должно помочь зрителю разобраться, что и откуда взялось.

Но даже специалисты до сих пор спорят о символике и источниках босхианского ада. Что говорить о простом зрителе? Но, возможно, именно за эти не поддающиеся расшифровке видения так любили Босха те же сюрреалисты, считавшие его своим предтечей, и любит сегодня неискушенный зритель? Тайна куда более притягательна, чем ее разгадка, — и это случай Босха.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+