В середине XVIII века в Британии начался бум аукционной торговли: последовательно, с разницей в пару десятилетий, в Лондоне появились аукционные дома, выросшие в нынешних мировых гигантов. В 2016 году 250-летие отмечает Christie’s.
Джеймс Кристи, имя которого по сей день носит аукционный дом, был родом из Шотландии, но о семье мало что известно, кроме того, что отец его был моряком. Приехав в Лондон, Кристи устроился помощником аукциониста по имени Энсли в Ковент-Гардене и, набравшись опыта, открыл собственное дело. Первые торги под своим именем он провел 5 декабря 1766 года — эта дата и считается днем рождения аукционного дома. По воспоминаниям современников, Джеймс Кристи был обаятельным, красноречивым, энергичным, дружелюбным, умел убеждать, обладал прекрасным чувством юмора и, судя по портрету кисти Гейнсборо из Музея Гетти, весьма привлекательной наружностью. Он завел дружбу с корифеями художественного мира: прославленным портретистом Томасом Гейнсборо, первым президентом Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдсом, крупнейшим краснодеревщиком Томасом Чиппендейлом, чьи работы с успехом выставлял на торги, получая их напрямую от авторов. Некоторое время Кристи был совладельцем двух лондонских газет — Morning Chronicle и Morning Post, что обеспечивало ему рекламу. Он ввел в обиход предаукционные показы в формате светских раутов, от которых сохранились весьма забавные карикатурные зарисовки.
Все это помогло заманить в сети по-настоящему крупную рыбу. Пожалуй, самой известной продажей, правда не аукционной, а частной, стала коллекция британского премьер-министра сэра Роберта Уолпола, для которой Кристи нашел блестящего покупателя — российскую императрицу Екатерину II.
Сумма сделки, совершенной в 1788 году, составила £40 тыс., а большая часть картин до сих пор хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них такие шедевры, как Пир у Симона Фарисея Рубенса и Жертвоприношение Авраама Рембрандта. Кроме того, Кристи помог устроить судьбу многих французских аристократических собраний после случившейся там революции, а в 1795 году продавал украшения фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри, казненной за два года до этого. Аукцион принес £8,791 тыс. — сегодня это более $2,7 млн.
После смерти основателя в 1803 году аукционное дело наследовал его сын, Джеймс Кристи II, который перенес аукционы на Кинг-стрит, где до сих пор расположена штаб-квартира Christie’s.
Отмечать круглую дату здесь начали заранее, под занавес нынешнего сезона. Первые события — выставка и аукцион с общим названием Определяя британское искусство, включающие работы лучших мастеров страны за 400 последних лет.
Выставка пройдет с 17 июня по 15 июля в недавно открытом пространстве на Нью-Бонд-стрит. На ней — гордость аукционного дома: работы, в разные годы проданные на Christie’s и теперь позаимствованные у коллекционеров. Помимо британцев, здесь будут и мировые знаменитости, как, например, вид центра Лондона, написанный Каналетто, из собрания Фонда Эндрю Ллойда Уэббера.
Аукцион 30 июня предлагает шедевры британского искусства разных периодов его истории. Портрет Люси Лонг, миссис Джордж Хардиндж Джошуа Рейнолдса (эстимейт £2–3 млн) впервые с момента написания в 1778 году выставлен на открытые торги. Романтизированный образ дамы с собачкой на фоне пейзажа более двух столетий передавался по наследству и украшал Харвуд-Хаус, богатое классицистическое поместье в Центральной Англии, для которого Рейнолдс написал галерею семейных портретов.
От викторианской эпохи на торгах Счастливая пора Фредерика Лейтона (£3–5 млн), эстета, во многом близкого прерафаэлитам, любителя золотых фонов, прекрасных героев и академического рисунка. Ему покровительствовал принц Уэльский, он возглавлял Академию и при жизни получил все возможные почести. Его основные работы по большей части находятся в музеях, а потому редко появляются на аукционах.
Главные герои ХХ века — Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд. От первого на торгах — Лежащая фигура со шприцем. Версия № 2 1968 года (более £20 млн), редкий случай, когда для изображения болезненно экспрессивной, искореженной плоти художник использовал женскую модель. По всей видимости, ею стала Генриетта Морейс, которая в 1950–1960-е годы позировала многим художникам. Из трех работ серии со шприцем две другие находятся в музеях Мадрида и Базеля. В противоположность Бэкону Фрейд представлен трогательным семейным портретом беременной дочери Иб и ее муж (около £18 млн, точный эстимейт по запросу).