От пирамиды до цистерны
Лондонская галерея Тейт возникла в 1897 году на основе коллекции промышленника Генри Тейта. В 1992 году было принято решение выделить искусство ХХ века и современное искусство в самостоятельный раздел. Электростанцию Bankside Power Station, построенную на южном берегу Темзы в середине ХХ века Джайлсом Гилбертом Скоттом и работавшую до 1981 года, в пространство искусства превратили архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон. О начале работ объявили в апреле 1994 года, в январе следующего года определили победителей конкурса — швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron. В начале 2000 года работы завершились, и в мае была открыта галерея Тейт Модерн, после чего старое здание получило название Тейт Бритен. Сейчас Тейт Модерн — один из самых популярных музеев мира: по данным рейтинга TAN, в 2015 году его посетило 4 712 581 человек (7-е место в мировом зачете). Общая площадь Тейт Модерн — 34,5 тыс. кв. м, включая знаменитый Турбинный зал в 3,3 тыс. кв. м для демонстрации внушительных произведений.
По инициативе сэра Николаса Сероты, директора Тейт, вторая очередь галереи строилась с 2005 года, когда энергетическая компания покинула здание электростанции. Как и прежде, над постройкой работало бюро Herzog & de Meuron. Часть корпуса открыли к Олимпийским играм в 2012 году — пространство для видеоарта и перформансов, находящийся под землей зал «Нефтехранище», созданный в бывших цистернах.
В 2016 году открывается еще один корпус галереи — форму его Жак Херцог определил как нечто среднее между «пирамидой в стадии распада и еще только формирующейся пирамидой».
Открытие здания отметится новой программой проекта BMW Tate Live, долгосрочной партнерской инициативы немецкого автомобильного концерна и Тейт Модерн, запущенной в 2012 году в поддержку живого искусства и развития цифрового арт-пространства. В бесплатную программу BMW Tate Live войдут как работы из постоянной коллекции Тейт, так и новые проекты группы мастеров.
Павел Герасименко
Назначение в январе Фрэнсис Моррис директором Тейт Модерн встретило единодушное одобрение. В отличие от трех ее предшественников, Моррис знает Тейт изнутри: она начала работу здесь куратором коллекции модернизма в 1988 году, в один год с нынешним директором Тейт Николасом Серотой. За пределами профессиональной среды имя Моррис почти не известно, но она пользуется большим уважением в мире искусства, много сделав для расширения и формирования галереи Тейт в ее нынешнем виде. Куратором Моррис работала над такими выставками, как революционная Переходные ритуалы. Искусство для конца века (1995, совместно с покойным Стюартом Морганом), От нуля к бесконечности. Arte povera 1962–1972 (2001), масштабные ретроспективы Луиз Буржуа (2007), Яёи Кусамы (2012) и Агнес Мартин (2015). Следующим летом совместно с Катрин Гренье она представит выставку Альберто Джакометти.
Фрэнсис Моррис сыграла важную роль в разработке и воплощении экспозиции Тейт Модерн 2000 года. Занимая последнее десятилетие пост главы коллекции зарубежного искусства, она работала над расширением ее географии и многообразия. Ныне важную ее часть представят в обновленной Тейт Модерн, которая открывается 17 июня.
Открытие Суитч-Хаус (Switch House), десятиэтажной пристройки стоимостью £260 млн, сопровождается изменением экспозиции в обоих музейных зданиях. В чем смысл новой концепции?
В более интернациональной развеске. Сегодня большое искусство создается по всему свету. С момента открытия галереи в 2000 году мы приобрели произведения ключевых художников из Рио-де-Жанейро, Бангалора, Йоханнесбурга, Загреба и других городов. Речь идет о переходе от ситуации единого доминирующего центра к структуре, где сосуществует множество взаимосвязанных центров. Несмотря на то что 75% экспонируемых работ — новые приобретения, далеко не все они современные. Изначально коллекция галереи строилась в соответствии с хорошо всем известными представлениями о развитии искусства, но настоящая история искусства гораздо шире. Распространенное представление о правильном и прекрасном оставляло за бортом многие места и нестандартные практики. Мы расставляем новые акценты.
Делая первую развеску Тейт Модерн в 2000 году, вы отказались от хронологического принципа, сгруппировав экспонаты по темам и жанрам. Чем вы руководствуетесь на этот раз?
В Бойлер-Хаусе (Boiler House — новое название первого здания Тейт Модерн. — TANR) мы показываем четыре разных подхода. Это скорее не темы, а своего рода контексты, внутри которых предлагается рассматривать искусство модернизма с начала ХХ века до наших дней. В рамках одного подхода мы показываем, как используются разные материалы, от реди-мейда до экспериментальной живописи; в рамках другого — то, как художники работают в пространстве мастерской. Третий акцент ставится на отношения между художниками и обществом, в рамках четвертого рассматривается коммуникация художников и СМИ. Преобладают залы монографического толка, здесь показан ряд новых приобретений, хотя и без хорошо известных знаковых работ не обойдется.
Как все это свяжется со спецификой нового здания?
Суитч-Хаус — история про то, что происходит прямо сейчас. Это экспозиция периода с 1960-х до сегодняшнего дня, а «Нефтехранилище» (Tanks — пространство под землей для проведения перформансов и живых выступлений. — TANR) служит его буквальными корнями. Суитч-Хаус построен вокруг нарративов, объясняющих историю живых и интерактивных практик. Мое участие в формировании экспозиции предполагает четыре направления: собственно коллекционирование и выстраивание истории живого искусства; работу с расширением международного разнообразия в коллекции современного искусства и в коллекции модернизма; приобретение видеоарта и объектов, созданных с помощью новых выразительных средств; важный акцент делается и на гендерную проблематику.