18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что должна сделать женщина, чтобы заслужить выставку?

№44
Материал из газеты

В ответ на печальную статистику в США и Великобритании запускаются инициативы,направленные на борьбу с гендерным неравенством

По данным свежих исследований, персональные выставки женщин в крупных музеях проходят куда реже, чем их современников-мужчин. Как сообщает Freelands Foundation, в Лондоне в 2014–2015 годах на долю художниц пришлось всего 25% престижных проектов. Однако в США и Великобритании предпринимаются инициативы, направленные на изменение ситуации. Фрэнсис Моррис, занявшая пост директора Тейт Модерн, выражает твердое намерение позаботиться о том, чтобы творчество художниц получило более заметное место в музее (подробнее на стр. 18). В мае Тейт Модерн открыла большую выставку Моны Хатум, а в августе публику ждет экспозиция Джорджии О’Киф.

В марте в Соединенном Королевстве филантроп и член правления Тейт Элизабет Мердок основала премию в £100 тыс. для художниц, находящихся в середине творческого пути. «Я понимала, что в художественном мире доминируют мужчины, и всегда хотела сделать что-нибудь, чтобы поддержать художников-женщин, — рассказала Мердок, — но я не осознавала, насколько плохо дела обстоят в реальности».

Непростые решения

В Соединенных Штатах статистика также не на стороне женщин. Как видно из ежегодных рейтингов The Art Newspaper о посещаемости музеев, им досталось лишь 27% из 590 крупных персональных выставок, организованных почти 70 учреждениями культуры в период с 2007 по 2013 год. Главный куратор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе Хелен Моулсуорт объясняет, что для исправления статистики придется принимать непростые решения: «В календаре музеев есть определенное число мест в год, и количество художников всегда превышает количество мест. Если вы хотите руководствоваться принципом равноправия, то в следующем году некоторые парни не получат свою выставку».

Шведский Музей современного искусства с филиалами в Стокгольме и Мальмё гордится своей гендерно сбалансированной программой. «Когда речь идет о современном искусстве, я вообще не понимаю, что мешает составить программу 50/50», — удивляется Даниель Бирнбаум, который руководит музеем совместно с Анн-Софи Норинг. «Дело даже не в том, что мы говорим: „Давайте обеспечим равенство женщинам“. Действуя таким образом, мы просто составляем интересную программу», — добавляет он.

Влиятельные спонсоры

Нью-йоркский Новый музей недавно основал международный совет попечителей Artemis для спонсорской поддержки выставок и новых заказов художницам. Директор музея Лиза Филлипс говорит, что Artemis представляет «новое поколение спонсоров — покровителей-активистов».

В этом году совет поддержал весеннюю программу Нового музея, в которой представлены исключительно женщины: пять персональных выставок художниц, в число которых вошли Николь Айзенман и Андра Урсута. «Это не просто какой-то проект — наша деятельность отражает реальное количество женщин, работающих в этой сфере», — объясняет Филлипс. В прошлом году лондонский коллекционер Валерия Наполеоне запустила проект по поддержке художниц Valeria Napoleone XX («ХХ» обозначает женскую пару хромосом). Она пообещала, что ежегодно будет передавать в дар одному из музеев Великобритании крупную работу ныне живущей художницы, а также поддерживать один новый проект начинающей художницы в некоммерческом пространстве SculptureCenter в Нью-Йорке. «В этой области она действительно может что-то изменить, — говорит директор институции Мэри Черути. — Сам факт того, что автор — женщина, иногда работает на снижение числа потенциальных спонсоров».

Но филантропические инициативы и премии — не единственный путь. Как отмечает арт-директор Ливерпульской биеннале Салли Тэллэнт, для успешной карьеры нужно иметь возможность путешествовать, жить в художественных резиденциях и принимать участие в мероприятиях по всему миру: «Если у вас молодая семья, это оказывается не всегда возможным, многие институции не могут позволить себе оплачивать расходы по уходу за ребенком».

Старший куратор Музея современного искусства в Чикаго Омар Холейф считает, что одна только филантропия не способна решить проблему недостаточного представительства женщин. «Я думаю, эта проблема очень глубоко коренится в самой культуре», — полагает он. Независимый куратор Катерина Грегос посетовала, что филантропия не должна заменять «ключевой стратегической работы государственных институций».

По мере того как среди руководства музеев появляется все больше женщин, меняется и статистика состава коллекций, рассказывает директор бостонского Института современного искусства Джил Медведов. В августе там представят часть подаренной членом правления музея Барбарой Ли коллекции стоимостью $42 млн, полностью состоящей из работ, созданных женщинами. «Мы начали создавать свою коллекцию десять лет назад; большинство институций собирает произведения на протяжении куда большего времени, и изменить баланс задним числом уже нельзя, — говорит Медведов, — 60% нашей коллекции состоит из работ женщин».

Даниель Бирнбаум напоминает: «Соревнование за недооцененных художников может быть увлекательным, но самые высокие цены по-прежнему остаются на работы живописцев-мужчин». Американская художница Дебора Касс подчеркивает, что в мире искусства дела женщин обстоят куда хуже, чем в американской экономике в целом, где на каждый доллар, который платят мужчине, приходится 79 центов, выплачиваемых женщине. «Если бы я получала 70% от того, что зарабатывали знаменитые художники-мужчины моего возраста, я была бы богата, — говорит она. — Члены правлений и покровители музеев должны инвестировать в женское искусство — точно так же, как это делается с искусством мужским. Других способов сделать игру честной не существует».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+