18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Магия и сила воображения

Странно, конечно, что до сих пор нет систематического каталога работ Джованни Лоренцо Бернини, одного из величайших мастеров итальянского искусства, выдающегося представителя сложного периода, не совсем верно описываемого как барокко.

Единственная попытка Маурицио и Марчелло Фаджоло Деларко обобщить корпус его работ датируется 1966 годом, после чего, впрочем, исследования творчества Бернини не прекращались, постоянно уточняясь и дополняясь. Отсутствие обобщающего каталога объясняется огромной и многообразной деятельностью Бернини, делающей систематизацию его произведений трудной и пугающей любого, кто посмотрит в сторону титанической деятельности мастера.

Первый фундаментальный шаг в этом направлении решились сделать Мануэла Гобби и Барбара Джатта в книге I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana (Рисунки Бернини и его школы из Ватиканской апостольской библиотеки), где рассмотрено почти 400 рисунков Бернини и его школы, принадлежащих собраниям Святого престола.

Каталог совпадает с недавней публикацией издательства Kerber Verlag, посвященной другой значительной группе рисунков художника, — каталогом выставки Бернини. Автор барочного Рима, прошедшей год назад в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Теперь, таким образом, описан широкий круг графических работ мастера, свидетельствующих о его гениальности, изобретательности и воображении, высоком качестве рисунка и способности находить простые решения сложных проблем. Гобби и Джатта распределяют рисунки по категориям: архитектурные, фигуративные (включая карикатуры), эскизы к религиозным композициям. Среди архитектурных рисунков (самая многочисленная группа) привлекают внимание наброски балдахина, гигантского бронзового купола над главным алтарем собора Святого Петра. В первом эскизе Бернини ищет решение сложной проблемы — завершения верхней части сооружения; во втором, проявляя театральность мышления, он преобразует балдахин в центральную точку точного и эффектного обрамления фантасмагорической кафедры. Среди прочего в книге представлены рисунки, составляющие первую стадию концептуальных разработок римского фонтана Четырех рек, и эскизы колоннады и фасада собора Святого Петра.

Это издание предназначено профессионалам и широкой публике благодаря вступительным очеркам, в частности эссе Паоло Портогези и переводам на английский.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+