47-я художественная ярмарка Art Basel открылась при совсем другом состоянии рынка, чем в прошлом году. Организаторы считают, что это может послужить на пользу искусству, представленному 284 галереями-участницами. «Когда на рынке сплошные вопросы, дилеры очень хорошо понимают, что должны выставить лучшее из имеющегося у них», — заявил директор Art Basel Марк Шпиглер.
Несмотря на участие в открывшейся на днях в Цюрихе Европейской биеннале современного искусства Manifesta, лучшие образцы модернизма и современного искусства многие галеристы все же приберегли для Базеля. Представленные в основной секции ярмарки галереи стремятся таким образом раскрыть свои сильные стороны. Именно поэтому, например, Bernard Jacobson привез сюда мини-версию закрывшейся в конце мая в Лондоне выставки Bonheur de Vivre. В ее состав вошло несколько работ Анри Матисса, оцениваемых приблизительно в £10 млн. А Metro Pictures, недавно организовавшая в Нью-Йорке первую с 2012 года персональную выставку Синди Шерман, показывает ее работы и в Базеле ($250–375 тыс.).
Фотография — вид искусства, которому никогда прежде не удавалось отвоевать себе значимый сегмент рынка на постоянной основе, — теперь утвердилась на основных позициях благодаря растущему признанию и относительно низкой стоимости работ. Галерея Edwynn Houk, которая специализируется на винтажной фотографии, предлагает снимки Ласло Мохой-Надя (1895–1946; $340 тыс.), чья первая за почти 50 лет большая выставка недавно открылась в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (до 7 сентября). Берлинская галерея Nagel Draxler показывает фотографии художественного дуэта Клегга и Гуттмана, которых вдохновляли портретисты северного барокко. Их фото «Художник и натурщицы» (1986), на которой изображен покойный немецкий живописец Гюнтер Форг, предлагается за €32 тыс.
Между тем посетители Art Basel все чаще сами превращаются в фотографов, о чем хорошо известно организаторам. «Социальные сети создают виртуальный отголосок искусства», — говорит Шпиглер. К примеру, в Instagram так и просится созданная для Мессеплац у входа в ярмарочный павильон работа Оскара Туазона Zome Alloy — открытый семейный дом, который, кажется, вышел прямо из «Звездных войн».
В альтернативной программе Art Parcours, которой в этом году впервые занимался куратор швейцарского выставочного пространства Salts Самуэль Лойенбергер, участвует 19 работ молодых художников. Они были сделаны специально для Art Basel и расставлены по всему городу. В числе прочих в программе участвует номинант на Премию Тернера Майкл Дин, чьи змеистые скульптуры установлены на цоколи фонарных столбов на узкой улице Райнспрунг, ведущей к собору Мюнстерплац.