18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Роман Тыртов возвращается в родной город мировой звездой Эрте

№44
Материал из газеты

Первая ретроспектива главного мастера ар-деко в Петербурге

Куратор Михаил Дединкин отобрал 135 гуашей и рисунков Эрте (Роман Тыртов, 1892–1990), начиная с ранних опытов и заканчивая поздними произведениями, из богатейшей коллекции нью-йоркского галериста Майкла Историка. Его родители Саломе и Эрик Историк познакомились с Эрте в 1960-е годы и стали его последними дилерами. К 1911 году, времени окончания Тыртовым гимназии в Кронштадте, относятся Три модели. К 1967-му, времени второй славы Эрте, — костюм танцовщицы для шоу Развевающиеся знамена на Экспо-67 в Монреале. В Петербург возвращается художник, выросший из «Мира искусства» и постоянных походов в Эрмитаж. В мемуарах Вещи, которые я помню (1975) Эрте вспоминал детские впечатления от античных залов, от индийской и персидской миниатюр.

Прожив всю жизнь во Франции, он считал себя русским, дружил с Феликсом Юсуповым, держал русского повара, но в иммигрантских «хороводах» не участвовал. Из Петербурга в Париж он уехал в ­1912-м с твердым намерением стать fashion-дизайнером. Живопись его более не интересовала, несмотря на похвалу Ильи Репина.

Отец, военно-морской офицер в третьем поколении, не одобрял выбор сына. Но через десять лет старший Тыртов признался, что был неправ. Это произошло, когда преуспевающий художник через Красный Крест вызволил отца и мать из Великого Устюга, где они прятались от большевистских экспериментов. Приехав в Париж, Тыртов отправил свои рисунки знаменитому кутюрье Полю Пуаре и получил работу, о которой мечтал. На выставке будут эскизы платьев и костюмов, созданные для Пуаре. Именно тогда Тыртов стал Эрте. В 1915 году начинается 20-летний роман Эрте с журналом Harper’s Bazаar. Когда художнику предложили поработать еще и на Vogue, владелец Bazаar Уильям Хёрст подписал с Эрте эксклюзивный контракт.

По этой причине не состоялось и сотрудничество с Сергеем Дягилевым над Спящей красавицей, но остались эскизы костюмов феи Сирени и принца Шамана. С начала 1920-х Эрте работал над ревю для парижского «Фоли-Берже» и нью-йоркских «Скандалов», выступая как дизайнер костюмов и сценограф. Именно тогда сложился его стиль мастера ар-деко.

Эрте поставил условие: журналы и театры возвращают все его эскизы. Исключение художник делал лишь для Голливуда. Эрте проработал год на студии Metro-Goldwyn-Mayer, сделав декорации и костюмы для двух киноревю и четырех фильмов. Педантичный художник подсчитал, что им создано их 17 тысяч.

После Второй мировой войны про Эрте забыли. Ренессанс случился в середине 1960-х, когда отмечалось 40-летие ар-деко и 100-летие Harper’s Bazаar. В 1967 году вся выставка Эрте в галерее Эрика Историка была куплена Метрополитен-музеем и на следующий год показана на выставке Эрте и некоторые его современники. В ту пору Метрополитен не устраивал персональных экспозиций здравствующих авторов, поэтому Эрте попал в компанию Бакста, Дюфи, Лорансен, Гончаровой.

Эрмитажную выставку завершат две серии, известные в России: Алфавит (1927–1967) с буквами в виде человечков и Цифры (1968). Сорокалетний перерыв связан с тем, что Эрте забыл сделать буквы L и Q. Это обнаружилось при подготовке выставки 1967 года — пришлось срочно доделывать.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+