В Петербурге после трехлетней реставрации 25 июня открывается Центральный выставочный зал «Манеж». Выходящий фасадом на Исаакиевскую площадь манеж Конногвардейского полка был построен в 1804–1807 годах Джакомо Кваренги. Полтора с лишним века спустя он был передан в ведение Союза художников, и к 60-летию Октябрьской революции в 1977 году в нем открылся выставочный зал. Манеж был разделен на два этажа, обильно декорированных искусственным мрамором в духе архитектуры брежневского застоя. В ходе нынешнего ремонта его кардинально реформировали, интерьер зала стал визуально просторнее и выглядит более «очеловеченным».
Приоритетами обновленной площадки становятся все формы и виды современного искусства — Центральный выставочный зал начинает свою работу выставкой «Русские художники на Венецианской биеннале», которую курирует комиссар российского павильона в Венеции, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Семен Михайловский. Перед Манежем стоит задача вернуть себе место на культурной карте города, а этого можно добиться насыщенной и интересной программой.
Накануне открытия корреспондент TANR узнал у трех людей, отвечающих за Манеж: его директора, проектировщика интерьеров и куратора, — о проведенных за это время работах, планах и задачах реконструированной площадки.
Павел Пригара
Директор Центрального выставочного зала «Манеж»
Какова структура обновленного Манежа, как будет устроена его жизнь?
Когда мы думали о концепции Центрального выставочного зала «Манеж», нам хотелось немного отойти от определения «выставочный зал». То, к чему мы стремимся, — это культурная институция, в основе которой будут выставки, посвященные современному искусству.
В структуре «Манежа» останется Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков в здании на канале Грибоедова. Он обретает статус филиала под руководством Марины Джигарханян и начинает самостоятельную жизнь, обладая коллекцией искусства высокого музейного качества и концепцией. Мы сознательно разделили две структуры, выполняющие несколько различные функции.
Здание на Исаакиевской площади, дом 1, позволяет проводить не только художественные мероприятия, но и симпозиумы, конференции, тематически не связанные с искусством. Мы сознательно дополнили Манеж такими элементами, как книжный магазин, библиотека, кафе. Идея структурирования пространства позволит нам параллельно делать разные проекты.
В ЦВЗ создается пространство, которое легко подстроить под любой проект. Функционально оно оснащено полностью, даже, можно сказать, сверх меры: есть все необходимые электрические мощности, Интернет, возможности для передачи изображения и звука, устанавливаются практически любые с точки зрения нагрузок конструкции, открытые балки потолка позволяют навешивать мобильный свет в любом месте, тем самым давая свободу дизайнерам и кураторам для создания художественных проектов.
Какая у вас программа-максимум, каких первых успехов вы хотите достичь? Возможно, это как-то связано с уже планируемыми проектами?
В 2016 году зал выходит из ремонта, и первая задача — проверить его приспособляемость к разного рода проектам, прежде всего это касается использования пространства и его технических возможностей. Поэтому, формируя программу на 2016 и 2017 годы, мы стремились к разным событиям — от традиционных конференций на один-два дня, когда выставочный зал просто принимает гостей, до крупных художественных проектов, активно совмещающих мультимедийную составляющую с классическим искусством, использованием разного рода экспозиционных конструкций, показом больших художественных объектов. Одна из наших ближайших задач — опробовать внутри Манежа театральный проект. Уже есть предложения проводить здесь концерты, как классической, так и современной музыки, в том числе электронной.
В этом году мы хотим испытать зал событиями как можно больше. Мы должны убедиться в том, что его возможности достаточны для любого проекта, ограниченного только объемами и площадями Манежа. Вслед за этим мы думаем о создании площадки международного уровня. Нам хотелось бы конкурировать с главными европейскими и мировыми выставочными институциями. Сверхзадача состоит в том, чтобы кураторы крупных художественных проектов, которые в значительной степени формируются сейчас как гастролирующие, сразу думали о Манеже и примеряли их к нашему пространству. Хотелось бы, чтобы в этом зале оказывалось все лучшее из происходящего сейчас в выставочной и художественной жизни на планете, — в этом наша главная амбиция.
Александр Кривенцов
Независимая архитектурная мастерская «Циркуль»
Ваша мастерская прежде не имела опыта работы с такими большими интерьерами выставочной и музейной функции?
Мастерская «Циркуль» существует с 2008 года. Интерьерами мы занимаемся крайне редко, в основном мы работаем над реконструкцией и реставрацией объектов с приспособлением под современное использование. Сейчас сдается жилой квартал напротив Новой Голландии — дом Проппера; среди наших работ — реновация Сестрорецкого курорта под Санкт-Петербургом, гостиница «Эрмитаж» на улице Правды.
В Манеж мы пришли как команда вместе с Павлом Пригарой и Семеном Михайловским в июле прошлого года. За полтора месяца мы разработали проектную документацию и с сентября начали работать. Этот объект для нашей мастерской — бессонные ночи проектирования, а потом строительства, что немного напоминает мне времена обучения в Академии художеств.
Я пришел в Манеж в первый раз, когда здесь никого не было, и мне захотелось раскрыть пространство зала совсем иначе, чем было раньше, при этом сохранив его аутентичность. Ведь многие люди, которые будут приходить в этот зал, бывали здесь прежде, и мне хотелось не испортить их воспоминания.
Важной задачей было перенести функции. Мы переместили гардероб во входную зону, сдвинув кассовый центр в зал, тем самым сделав бесплатным вход в кафе и полным обозрение всего выставочного пространства. Также мы раскрыли пространство балок, сделали их функциональными. Что касается дизайна, то он должен помогать художникам и кураторам максимально использовать функцию, чтобы выжимать из зала все соки. Поэтому мы сделали абсолютно нейтральное, правильное, построенное на трех цветах пространство.
Помимо выставочного пространства, я хотел превратить этот зал в место коммуникации между людьми. Манеж должен стать центром притяжения разных людей, от бизнеса до арта, независимо от выставок, потому что экспозиция существует отдельно, а зал должен жить все время. Я думаю, у нас все получилось, чему я безумно рад.
Семен Михайловский
Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, комиссар павильона России на Венецианской биеннале
Манеж открывается выставкой «Русские художники на Венецианской биеннале». В 2013 году вышла книга с таким названием — том, составленный Николаем Молоком, с роскошным дизайном Андрея Шелютто. За 25 лет художники и их произведения не устарели?
По понятным причинам для меня было важно представить художников, которые экспонировали свои работы в национальном павильоне, в основном проекте и параллельной программе. На первой выставке в обновленном Манеже мы показываем тех, кто участвовал в этом крупнейшем мировом форуме. Отсюда название выставки — «Избранное». Соединяя их в одном пространстве, на большой площади, мы, по сути, рассказываем историю современного русского искусства. Ведь на биеннале попадают уже признанные, имеющие репутацию и вес. На сегодняшний день, во всяком случае, это так.
Широкая аудитория в Петербурге не очень знакома с современным искусством. В известном смысле это историческая выставка: показывается не актуальное современное искусство, а ретроспектива — то, что было. Будет несколько работ, которые экспонировались в 1977 году на так называемой Биеннале несогласных (или Биеннале диссидентов).
Мне кажется интересным связать через современное искусство Северную Венецию с настоящей. Мост длиной в четверть века. Мы сейчас думаем о том, что будет дальше. И естественно, оглядываемся назад. Я бесконечно благодарен художникам, галеристам, коллекционерам, руководителям музеев — всем, кто помогал делать эту выставку.