18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Британцы спасают древнейшую настенную живопись Эфиопии

№44
Материал из газеты

Полноценная церковь XII века расположена внутри пещеры горного комплекса Ласта над лесами можжевеловых деревьев. Здесь до сих пор селятся священники и паломники, хотя добраться до Йимрехане Кристос весьма сложно

Начат проект по консервации древнейших настенных росписей Эфиопии, датируемых примерно 1100 годом. Находятся они в церкви Йимрехане Кристос — полноценном здании, возведенном внутри пещеры в горах Ласта на севере страны на высоте 2,7 тыс. м. Попасть сюда до недавнего времени можно было только пешком (дорога занимает день) или на муле из города Лалибэла. Внутри храма так темно, что фрески нашли лишь в 1990‑х годах, а первая публикация, посвященная им, вышла в 2001-м. Проект осуществляется лондонским Фондом наследия Эфиопии при поддержке Фонда мировых памятников. Работы ведут реставраторы Лиза Шекеди и Стивен Рикерби; по их словам, росписи находятся в «очень уязвимом и опасном состоянии».

Йимрехане Кристос — царь из династии Загве, правивший с 1087 по 1127 год. Церковь построена в период его правления или вскоре после смерти. За храмом, если углубиться в пещеру, покоятся кости тысяч паломников, прибывавших сюда из Египта, Палестины и Сирии, дабы умереть именно здесь. Священники и отшельники по-прежнему живут в окрестностях пещеры.

Эта церковь длиной 13 м и высотой 8 м — выдающийся образец архитектуры периода после Аксумского царства. Она построена из перемежающихся слоев египетского дерева и оштукатуренного иерусалимского камня, что делает стены полосатыми.

Жак Мерсье из парижского Национального научно-исследовательского центра и Дэвид Филлипсон из Кембриджского университета убеждены, что фрески находятся в церкви с момента ее постройки. Фонд эфиопского наследия называет их древнейшими в стране настенными росписями. Фигуративные изображения — сцены из Нового Завета, однако сегодня на них ничего нельзя разобрать из-за грязи. Деревянный потолок украшен 17 расписными медальонами с фигурами птиц и зверей, а также слона, скорпиона, дракона и крылатого существа.

Ранее предпринимались неудачные попытки сохранить росписи. В конце ХХ века их покрыли слоем лака, из-за чего фрески потемнели; кроме того, лак усилил отслаивание краски. Пару лет назад для снятия пыли с изображений использовали кисть, стершую небольшие красочные фрагменты. Нынешний проект станет первой в истории этого храма реставрацией, которая будет выполняться по современным стандартам. Фонд американских послов по сохранению культурного наследия поддержал проект взносом в размере $150 тыс.

Начальный этап изучения фресок включает в себя исследование под микроскопом, ультрафиолетовый и инфракрасный анализ. Образцы краски проанализированы для определения оригинальных пигментов и более поздних материалов. В храме установят контрольные датчики, фиксирующие изменения температуры и уровня влажности. Для слежения за колебаниями конструкции команда из Кейптаунского университета проводит лазерное сканирование, создавая 3D-модели церкви и пещеры. Рикерби и Шекеди надеются провести две месячные кампании, закончив консервационные работы в начале 2017 года. Их первоочередная задача — стабилизация осыпающейся краски, а следующая — расчистка изображений. Исследование и реставрация должны ответить на главную загадку Йимрехане Кристос: откуда родом авторы ее росписей? Ученые находят здесь параллели с коптской живописью, однако природа ранних художественных связей между Эфиопией и Египтом остается пока неизвестной. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+