В Национальном археологическом музее Неаполя открылась выставка скульптур Алексея Морозова.
Курос, нуминозность самости, теменос: путешествие к выставке скульптора Алексея Морозова в Национальном археологическом музее Неаполя оборачивается путешествием во времени к недосягаемому совершенству греко-римского искусства. Только прекрасная кора здесь лишена загадочной улыбки, она замерла в крике. И это не постапокалиптический вопль от увиденного мира будущего, который по-своему представил себе художник, ректор МГАХУ памяти 1905 года в одном из своих прошлых проектов Antologia. «Если не углубляться в семантику и иконографию кариатиды, то крик — это сверхусилие для преодоления одиночества, отчаяния экзистенциальной меланхолии современной женщины, — говорит Алексей Морозов. — Крик в новейшей культуре — это не реактивная эмоция XIX века, не истерический симптом, но устойчивый архетип. Это скорее предапокалиптическое…»
Сам проект имеет название Pontifex Maxumus (дословно можно перевести как «Великий строитель мостов») и несет в себе идею строительства моста между прошлым и будущим, между сакральным и мирским. Именно в этом межпространстве вслед за Кантом и Хайдеггером художник предлагает искать прозрения и предчувствия. А свою классическую иконографию наполнять современными смыслами. Символично, что экспозиция, соседствующая с сокровищами Помпеи и богатой коллекцией семьи Фарнезе, будет проходить параллельно с выставкой самого музея «Миф и природа». Проект найдет продолжение и в России: выставка Pontifex Maxumus пройдет в Московском музее современного искусства (МОММА) весной 2017 года.
Выставка в Национальном археологическом музее Неаполя продлится до 5 сентября.