18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Четверть века русского современного искусства в петербургском Манеже

Реконструкция Центрального выставочного зала «Манеж», сам адрес которого: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 1 — уже звучит значительно, была проведена в необычайно короткие для такого сложного объекта сроки: работы внутри здания начались прошлым летом, а в декабре 2015 года вчерне законченные интерьеры смогли увидеть участники Петербургского культурного форума и министр культуры Владимир Мединский, проведший здесь однодневный симпозиум под названием «Современное искусство: вместе или рядом?». Тогда же был воплощен в жизнь эскизный вариант экспозиции с работами Юрия Аввакумова, Олега Кулика, Алексея Каллимы, группы AES + F, превратившийся сейчас в полномасштабную выставку под названием «Русские художники на Венецианской биеннале».

Начать деятельность обновленного выставочного зала таким проектом — идея Семена Михайловского, хорошо известного в качестве ректора Института имени Репина петербургской Академии художеств, комиссара российского павильона в Венеции и выступившего в Манеже в качестве куратора. Цель, которую преследовали организаторы выставки, проста и вместе с тем сложна — познакомить широкого зрителя с лучшими достижениями отечественного искусства за последние 25 лет, учитывая, что пластический язык современных художников неоднозначно воспринимается широким зрителем. Однако это не просто выставка в жанре дайджеста — перед нами реальное доказательство российского присутствия на одной из главных мировых площадок искусства, совершившееся за последние 25 лет. Участию России в Венецианской биеннале была посвящена выпущенная Stella Art Foundanion в 2013 году книга под редакцией Николая Молока. Собранная в этом объемистом издании важная информация предстает перед зрителями экспозиции в Манеже нанесенной на футболки, развешанные, словно на просушку, поперек первого этажа. Россия и Советский Союз принимали участие в биеннале в Венеции с 1914 года (считая 20-летний перерыв с начала 1930-х по 1956 год), но явлением заметным и привлекающим всеобщее внимание российский национальный павильон становится только в 1990-е годы.

Экспозиция выставки, как и сам реконструированный Манеж, оставляет визуальное ощущение легкости, притом что здесь демонстрируются работы музейного качества и значения. В аванзале представлены произведения Сергея Шеховцова, Тимура Новикова, Юрия Аввакумова и других художников. Центр первого этажа занимают «Абак» Сергея Шутова, показанный в Венеции в 2001 году, и видео AES + F Inverso mundus. На втором этаже, эффектно и оригинально решенном с помощью выставочных стендов из гофрокартона, показываются преимущественно работы авторов московского концептуализма.

Групповая выставка — тем более в новом пространстве — всегда становится для экспозиционера сложной задачей, однако Семен Михайловский решил ее с блеском. За прошедшие 25 лет русское искусство успело музеефицироваться, и работы на выставку предоставили не только художники, но и институции, среди которых Русский музей, петербургский Новый музей, Московский музей современного искусства. Всех их куратор горячо поблагодарил во вступительном слове.

Петербургский центральный выставочный зал — муниципальное учреждение культуры, финансируемое из бюджета города. Выступивший на церемонии открытия глава Управления культуры Константин Сухенко однозначно поддержал курс на современное искусство, взятый директором Манежа Павлом Пригарой и его командой. В свою очередь Павел Пригара предложил сделать 25 июня днем обновленного Манежа и пригласил собравшихся на вернисаж прийти ровно через год с теми же пригласительными билетами.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+