18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Из ада в рай перелетая: как у 100 персонажей проявились эмоции

№44
Материал из газеты

Инновационный метод очистки вернул фламандской шпалере утраченную четкость — на лицах героев проступили страх и ужас, благоговение, любопытство или почтение — в зависимости от того, в какую сторону персонажи направляются

Вустерский художественный музей в Мас­сачусетсе празднует возвращение своего 511-летнего любимца, помолодевшего и получившего новую атрибуцию после двух лет реставрационных работ в мастерской, расположенной за 5,6 тыс. км от дома. Фламандская шпалера Страшный суд, созданная в Брюсселе приблизительно в 1505 году и входящая в цикл из десяти ковров Искупление грехов человеческих, заняла прежнее место в экспозиции, откуда ее сняли в 1990 году по соображениям сохранности.

Шпалера попала в коллекцию музея в 1935 году, ее приобрел молодой тогда и энергичный директор Фрэнсис Генри Тейлор, впоследствии возглавивший нью-йоркский Метрополитен-музей. К возвращению шедевра вустерский музей приурочил выставку, посвященную его реставрации и новым методам исследования тканей.

По словам Риты Альбертсон, старшего реставратора музея, этот сюжетный ковер был создан в эпоху технического и эстетического расцвета шпалерного ткачества. Тогда знаменитейшие художники Северной Европы участвовали в разработке дизайна ковров, стремясь привнести в эту сферу такие достижения живописи, как трехмерность. «Ткачи черпали вдохновение в творчестве великих, — рассказывает Альбертсон. — В их число входил работавший в Брюсселе и в Антверпене художник Колин де Котер». Именно он, как установила бельгийка Катлин Перье-Д’Итерен, создал картон и для вустерского Страшного суда. Считается, что шпалера входила в коллекцию португальского короля Мануэла I.

Пыль, выцветание, вызванное синтетическими красителями предыдущих реставраций, а также общая изношенность от 55-летнего непрерывного экспонирования сделали шпалеру с изображением более 100 трехмерных фигур трудночитаемой. Благодаря финансовой поддержке Фонда Рене и Карин Йонкхере при брюссельском Фонде короля Бодуэна экспонат отправили в бельгийский город Мехелен. Королевская шпалерная мануфактура De Wit, семейная мастерская, основанная 127 лет назад и сегодня специализирующаяся на реставрации и консервации текстильных изделий, разработала инновационный метод очистки ковров при помощи аэрозоля, высасывающего из ткани пыль и грязь без погружения в водяную баню.

Благодаря этому минимализируется риск того, что ткань сядет, полиняет или сморщится. Старинную шпалеру, разложенную на специальном впитывающем столе, опыляют мягким очищающим раствором, который проникает в ткань на протяжении часа.

Специалисты устранили поблекшие элементы предыдущих реставраций. По мнению директора фирмы Ивана Маса Де Вита, эти вмешательства были сделаны в конце XIX или в начале ХХ века, когда появились синтетические анилиновые красители. Нестабильность их обнаружилась лишь много лет спустя.

Альбертсон говорит, что заметнее всего перемены в лицах изображенных на шпалере людей. «Раньше они были серыми и безжизненными. Теперь на них можно разглядеть лица: морщины, пряди волос, брови, цвет глаз. Стало видно разнообразие охватывающих их эмоций, неразличимых до реставрации: благоговение, любопытство, почтение, страх и ужас — в зависимости от того, куда направляются эти персонажи, в ад или в рай».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+