Провинциальным городам Франции пришлось учиться жить в тени Парижа. Одни, как Марсель, предпочли смотреть в другую сторону — на море, другие выбрали радость новой близости к столице, ставшей доступнее с появлением скоростных поездов TGV. Лион, как считал Стендаль, никогда не славился обилием «великих мужей» и даже, казалось, наоборот, радовался их отсутствию. Лишенная амбиций витальность Лиона контрастировала не только с Парижем, но и с другим городом на Роне — Женевой, где Руссо, Кальвин и прочие оттачивали дарования или «извлекали выгоду из своих талантов».
Книга Lyon Renaissance: Arts et Humanisme (Лион эпохи Возрождения: Искусства и гуманизм) сопровождает одноименную выставку в Музее изобразительных искусств Лиона, позволившую по-новому увидеть и переосмыслить историю города. Открывается она картиной из Лувра флорентийского художника Франческо Сальвиати Неверие Святого Фомы (1543–1547). И как нельзя кстати, ибо заказчиком полотна была большая флорентийская община Лиона, что служит доказательством тесных связей города с Италией в эпоху Возрождения. К сожалению для Лиона, во время Великой французской революции картину перевезли в Париж, где она остается по сей день. Историю эту можно считать символом превратностей судьбы, с которыми на протяжении веков приходилось бороться Лиону. Когда город не опустошали наводнения, он становился ареной религиозных столкновений, особенно в 1560-е годы. Под властью римлян Лион был главным городом провинции Галлия (под названием Лугдун) и, как мы узнаем из книги, считался «второй после Авиньона столицей любви». При этом странно, что в таком древнем городе почти нет эффектной архитектуры масштабов Арля или Нима. Хотя многочисленные небольшие памятники местные ученые начали откапывать и расшифровывать сохранившиеся на них надписи еще в XVI веке.
Лионские ремесленники превратили город в центр книгопечатания и издательского дела, конкурируя в этом с Парижем. Не обремененные близостью университета, они издавали прежде всего книги на французском языке, в противовес ученой латыни, и естественно-научную литературу. Каталог выставки дает возможность увидеть, как в эпоху Возрождения разные жанры взаимно обогащали друг друга. Лион стал центром французской майолики, это компенсировало отсутствие цветных красок и ярких миниатюр в местных печатных книгах. Технологию керамического производства сюда привезли художники из итальянского региона Марке, для которых, равно как и для флорентийцев и многих других иноземцев, Лион стал местом, где они смогли реализовать себя. Город был ключевой остановкой в итальянских кампаниях французских королей, где их приветствовали joyeuses entrées, славившимися роскошью и многолюдностью. Связанная с военными торжествами бурная художественная деятельность породила знаменитую традицию изготовления памятных медалей и разнообразных портретов, ставшую эмблематичной для «тихого» Лиона.