18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кураторы предлагают заново оценить наследие Шарля Лебрена, первого живописца и арт-директора «короля-солнца»

№44
Материал из газеты

В филиале Лувра в Лансе открылась грандиозная выставка любимого художника Людовика XIV

Номер в парижском отеле Ritz, где более 30 лет прожила Коко Шанель, хранил тайну, которая открылась в 2012 году во время капитальной реконструкции здания. Потемневшая картина, с незапамятных времен висевшая над столиком в гостиной номера, оказалась при ближайшем рассмотрении произведением Шарля Лебрена (1619–1690), главного художника при дворе «короля-солнца» Людовика XIV. В 2013 году на Christie’s нью-йоркский Метрополитен-музей купил это полотно — Жертвоприношение Поликсены (1647) — за рекордные для художника €1,4 млн. Своего рода открытие и переоценку творчества Лебрена кураторы первой за полвека большой выставки его работ предлагают сделать и ее посетителям. А уже упомянутое Жертвоприношение Поликсены — одна из 235 работ, включенных в эту масштабную экспозицию, куда вошли и картины из частных собраний, раньше не выставлявшиеся.

Сын простого каменщика, Шарль Лебрен сделал головокружительную карьеру, на 30 лет став главным живописцем Людовика XIV, руководителем гобеленовой мануфактуры, первым президентом Академии живописи и скульптуры, а затем и президентом Французской академии в Риме, функционирующей по сей день. Лебрен был главным во всех смыслах и ипостасях, фактически насаждал свои довольно консервативные вкусы в искусстве, зорко следя за работавшими под его руководством художниками, чтобы они не отклонялись от принятых при дворе жестких художественных канонов, шла ли речь о живописи, декоре интерьеров или садовой скульптуре. Он действительно был талантливым управляющим, наделенным к тому же исключительными полномочиями. Именно благодаря его организаторским способностям в XVII веке появились Зеркальный зал в Версальском дворце и Аполлонова галерея в Лувре. Оба они, как и ряд других интерьеров, декорированных под руководством Лебрена, недавно отреставрированы и позволят по-новому оценить его талант, чтобы наконец отвести первому художнику Людовика XIV достойное место рядом с Рубенсом и Бернини.

Выставка в Лансе делает акцент на тех новшествах, которые ввел в художественную практику Шарль Лебрен. В экспозицию помимо живописи включены гобелены по его эскизам и на редкость выразительные для своего времени наброски с изображением животных. А через стеклянную стену можно понаблюдать за реставрацией одного из полотен Лебрена — Христос в Гефсиманском саду (около 1660). 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+