18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кураторы предлагают заново оценить наследие Шарля Лебрена, первого живописца и арт-директора «короля-солнца»

№44
Материал из газеты

В филиале Лувра в Лансе открылась грандиозная выставка любимого художника Людовика XIV

Номер в парижском отеле Ritz, где более 30 лет прожила Коко Шанель, хранил тайну, которая открылась в 2012 году во время капитальной реконструкции здания. Потемневшая картина, с незапамятных времен висевшая над столиком в гостиной номера, оказалась при ближайшем рассмотрении произведением Шарля Лебрена (1619–1690), главного художника при дворе «короля-солнца» Людовика XIV. В 2013 году на Christie’s нью-йоркский Метрополитен-музей купил это полотно — Жертвоприношение Поликсены (1647) — за рекордные для художника €1,4 млн. Своего рода открытие и переоценку творчества Лебрена кураторы первой за полвека большой выставки его работ предлагают сделать и ее посетителям. А уже упомянутое Жертвоприношение Поликсены — одна из 235 работ, включенных в эту масштабную экспозицию, куда вошли и картины из частных собраний, раньше не выставлявшиеся.

Сын простого каменщика, Шарль Лебрен сделал головокружительную карьеру, на 30 лет став главным живописцем Людовика XIV, руководителем гобеленовой мануфактуры, первым президентом Академии живописи и скульптуры, а затем и президентом Французской академии в Риме, функционирующей по сей день. Лебрен был главным во всех смыслах и ипостасях, фактически насаждал свои довольно консервативные вкусы в искусстве, зорко следя за работавшими под его руководством художниками, чтобы они не отклонялись от принятых при дворе жестких художественных канонов, шла ли речь о живописи, декоре интерьеров или садовой скульптуре. Он действительно был талантливым управляющим, наделенным к тому же исключительными полномочиями. Именно благодаря его организаторским способностям в XVII веке появились Зеркальный зал в Версальском дворце и Аполлонова галерея в Лувре. Оба они, как и ряд других интерьеров, декорированных под руководством Лебрена, недавно отреставрированы и позволят по-новому оценить его талант, чтобы наконец отвести первому художнику Людовика XIV достойное место рядом с Рубенсом и Бернини.

Выставка в Лансе делает акцент на тех новшествах, которые ввел в художественную практику Шарль Лебрен. В экспозицию помимо живописи включены гобелены по его эскизам и на редкость выразительные для своего времени наброски с изображением животных. А через стеклянную стену можно понаблюдать за реставрацией одного из полотен Лебрена — Христос в Гефсиманском саду (около 1660). 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+