Основной проект V Московской биеннале современного искусства посвящен тому, как развитая наука и умная техника меняют привычную для нас среду обитания и становятся инструментами для более глубокого познания живых существ вокруг и природы собственного существования. Художественное руководство Биеннале молодого искусства в этом году получил независимый куратор австралийского происхождения Надим Самман, а комиссаром стала продвинутый менеджер Екатерина Кибовская, в прошлом — креативный директор Парка Горького. Им обоим, как и участникам выставки, и даже архитектору экспозиции Сергею Неботову, нет еще и 35 лет. В отличие от приглашенных кураторов прежних биеннале Катрин Беккер и Дэвида Эллиотта, Надима Саммана трудно назвать признанным авторитетом. Прославиться он пока что успел лишь как автор странных и причудливых проектов, таких как антарктический павильон на 14-й Венецианской биеннале или, тем более, Сокровище Лимы. Захороненная выставка (в рамках этой инициативы в океане был захоронен контейнер с произведениями 40 известных художников, а карту для поиска сокровищ продавали на аукционе). Московская биеннале тоже не обошлась без экспозиционных сюрпризов: зрителю предстоит протискиваться в узкие ходы и попадать в необычные пространства, испытывая при этом всю гамму эмоций.
Выставки параллельной программы
Время обоснованных сомнений
Государственный центр современного искусства
До 14 августа
Кураторы Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли (Италия). Выставка художников из Перу и Швеции, Великобритании, Ирака, Кувейта и Турции на тему сомнения между виртуальным и реальным мирами, между правдой и ложью.
В славном городе Воронеже
Центр современного искусства «Винзавод»
До 10 августа
Николай Алексеев, Кирилл Гаршин, Иван Горшков и Сергей Горшков и другие «новые скучные» плюс другие заметные представители воронежского современного искусства.
Свежая кровь
Центр современного искусства «Винзавод», галерея «Триумф»
До 31 июля
Художники и кураторы осмысляют рейв. В ролях — самые шумные и протестные герои 2000-х годов: Антонина Баевер, Алексей Булдаков, Евгений Гранильщиков и другие.
Простое равенство = Внутренний модернизм
Граунд Песчаная
До 31 июля
Павел Отдельнов, Валерий Чтак и Вова Марин размышляют на тему хрущевской утопии и поэтики типового жилья.
Про ШР. 10 лет Школе Родченко
Мультимедиа Арт Музей
До 11 сентября
Выставка работ Полины Канис, Альберта Солдатова, Кирилла Савченкова и других именитых выпускников под кураторством художника и фотографа Сергея Браткова.
Hyperconnected/Гиперсвязи
Московский музей современного искусства
До 14 августа
Кураторский проект Жуана Лайя. Художники со всего мира, от Бразилии и Марокко до Ирландии и Китая, размышляют о том, как природа связана с культурой, а мы все друг с другом с поэтической подборкой работ.
Побеги
Галерея RuArts
До 30 июля
Участники выставки (Анна Ананян, Алиса Аханова, Ольга Белова, Мария Борцова, Евгения Дёмина, Евгения Егорова, Татьяна Егорова, Анна Кострюкова, Елена Медведева, Анна Михеева, Полина Полудкина, Артур Репин) ищут ответ на вопрос, возможна ли сегодня вера в реальность окружающей нас реальности.
Полный список выставок на http://youngart.ru/ru/projects
В свете того, что последняя «взрослая» биеннале испытала на себе все тяготы недофинансирования, а затем и вовсе лишилась бессменного комиссара Иосифа Бакштейна, оставшись в подвешенном состоянии, биеннале тех, «кому до 35», привлекла куда больше внимания, чем в прошлые годы. Знаковым показался даже выбор основной площадки — Трехгорной мануфактуры, известной скорее как место проведения знаменитых на весь город вечеринок команды ARMA17. Теперь на месте прежних рейвов (а может быть, и не без них) развернулась масштабная выставка на тему Глубоко внутри. Многоуровневое пространство было специально выстроено для выставки посреди старого цеха текстильной фабрики. Участники нынешней биеннале — 87 молодых художников и художественных объединений, представители 36 стран — посвятили свои работы проблемам экологии и экономики, вопросам опасности новых технологий и социальной нестабильности.
Например, работа Эдди Вагенкнехта выставляет напоказ технологии для слежки: всякий раз, когда набор сенсоров перехватывает данные, загорается лампочка (каждый провод машины связан с отдельным сенсором). Планы побега фотографа Тимофея Парщикова, который сосредоточился в своих работах на катастрофах, оказываются невероятно сложны — и к тому же развешаны по мотивам знаменитой «последней футуристической» выставки Казимира Малевича 0,10, где в красном углу висел Черный квадрат. В экспозиции не затерялись и модные в последние годы идолы, например мистическая скульптура якутской художницы Ксении Кудриной, а также причудливая инсталляция Юры Шуста со шлемами и клюшками. Технологии неожиданно выступают как новый язык, который Надим Самман определяет как «современный кубизм», в работе Хуана Ковелли. Экспозиция Глубоко внутри на поверку оказывается размышлением о восприятии — о том, как машина воспринимает нас в качестве объекта (Эдди Вагенкнехт), как машина курирует нашу внутреннюю память и помогает расчистить то, что мы не видим на свету (Влад Лунгин). Самое явное воплощение этой идеи — проигрыватель с ножами вместо иголки, который разрушает пластинку, пока она играет (автор — Логи Лео Гуннарссон), как и в современной физике наблюдатель меняет тот объект, на который смотрит. Ряд экспонатов напрямую связан с технологиями и инженерией — вроде работы Джулиана Оливера, автора бомбы, способной перехватывать информацию. Вред от этого изобретения соизмерим с вредом от традиционной гранаты, а все вместе на поверку оказывается шутливым упражнением с новыми технологиями и тем, как в свете развития науки меняется традиционная теория познания. «Полеты в космос» и побег от новых технологий интерпретируются довольно буквально, вплоть до планов побега Тимофея Парщикова и мусора, который летает по кругу в открытом космосе в работе Грегора Банта и Эмми Скенсвед. Юмористический апофеоз биеннале молодого искусства воплощает в себе работа Карин Феррари, которая решила проанализировать странноватые ролики на YouTube, пропагандирующие чудные идеи, и с помощью их риторики доказать, что популярная американская певица Кэти Пэрри пытается заставить всех поклоняться египетским богам. В конце концов, как замечает Надим Самман, он никого не хотел вогнать своей выставкой в депрессию.