18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На грани фантастики. Искусство, проверенное электроникой

№45
Материал из газеты

Мегапроект Политехнического музея и центра Ars Electronica о будущем Земли

Все экспонаты выставки Лаборатория Земля, открывшейся на территории «Красного Октября», — произведения искусства и новых технологий одновременно: они излучают электромагнитные волны, пульсируют, сканируют и генерируют нечто из области научной фантастики. А сами участники выставки больше напоминают ученых из воображаемого НИИ медиаарта, которые проектируют будущее, следуя по стопам Леонардо да Винчи, не разделявшего занятия искусством и наукой. Эту научно-художественную лабораторию придумали совместно две ведущие институции, занимающиеся «умным искусством»: Политехнический музей и центр Ars Electroniсa (крупнейший фестиваль в австрийском Линце, куда ежегодно съезжаются физики и лирики со всего мира). Теперь работы призеров Ars Electrоnica последних трех лет, отобранные кураторами Мануэлой Нуво и Натальей Фукс, можно увидеть в Москве вместе с новинками наших авторов.

Все участники выставки условно делятся на теоретиков и практиков. Первые вдохновенно превращают физические явления в художественные, визуализируют новейшие научные теории. Вторые обращены к человеку и изобретают арт-объекты, которые могли бы облегчить или просто украсить земную жизнь. Исландец Финнбоги Петюрссон в своей инсталляции Земля делает видимым электромагнитное поле нашей планеты, переводя звук в изображение. В огромном бассейне генерируется вибрация на частоте 7,8 Гц, создавая физическое явление с романтичным названием «резонанс Шумана», названным так в честь физика Винфрида Отто Шумана, открывшего волновое взаимодействие Земли и ионосферы. А художник и музыкант ::vtol:: (Дмитрий Морозов) в своем свето-музыкальном объекте Разделитель представляет и вовсе принцип квантово-волнового дуализма. Лучи света затеняются вращающимися вентиляторами таким образом, что в итоге световая система начинает издавать еще и звуковые волны.

Среди практиков — Масуд Хасани, спроектировавший Mina Kafon, с помощью которого можно обнаружить мины, оставленные во время военных действий. Этот большой шар состоит из множества соединенных железным ядром бамбуковых стержней, к которым присоединены «ноги». Перекатываясь по земле, шар натыкается своими пластиковыми ногами на мины. Хитроумное и недорогое устройство способно заменить робота-сапера.

Инсталляция немецкой художницы Урсулы Нойгебауэр также будет понятна любому человеку, далекому от науки. Будто от дуновения невидимого ветра начинают крутиться манекены в длинных алых платьях. Как и все работы на выставке, инсталляция построена на основе новейшего программирования, однако чудо состоит все же в том, чтобы напрочь забыть о технологиях, просто наслаждаясь этим удивительным танцем.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+