Китайский миллиардер Лю Ицянь приобрел за рекордные £6 млн при эстимейте в £1,5–2 млн монументальное полотно участницы Young British Artists («Молодые британские художники») Дженни Савиль «Сдвиг», которое экспонировалось на эпохальной выставке «Сенсации» в Королевской академии художеств в Лондоне в 1997 году. Он обошел в борьбе за работу четырех других претендентов, в числе которых галерист Ларри Гагосян, и вскоре картина будет показана в Шанхае на выставке «Она» вместе с произведениями других художников-женщин.
«Приятно видеть, что некоторые британские работы по-прежнему ценятся за рубежом», — сказал аукционист Sotheby’s Оливер Баркер перед тем, как ударить молотком под всеобщие аплодисменты.
Говорить о далеко идущих последствиях пока рано, но некоторые дилеры утверждают, что в краткосрочной перспективе «Брекзит» может оказаться выгодным для художественного рынка, поскольку инвесторы видят в искусстве надежный предмет инвестиции, а предприимчивые коллекционеры находятся в поисках удачных сделок в условиях падения фунта. «То, что оценивается в фунтах, сегодня стоит сильно дешевле, чем три дня назад», — говорит лондонский дилер Гарри Блейн. Снижение оценивается приблизительно в 10%. Тем не менее прошедший аукцион, по его мнению, очень обнадеживает.
Результаты вечерних торгов современным искусством Sotheby’s внушают оптимизм. Выручка аукционного дома составила £43,9 млн (£52,2 млн с комиссией; эстимейт £35,4–50 млн). Доля проданных произведений достигла уверенных 87%. При этом, однако, сокращенные торги 29 июня показали 60%-ное падение цен по сравнению с прошлым годом.
К числу других удач вечера относятся продажи Жана Дюбюффе и Адриана Гение, полотно которого «Объект охоты» (2010) с павианом и мотыльком ушло к коллекционеру из Азии, участвовавшему в аукционе по телефону, за £1,6 млн (£1,7 с комиссией), что почти втрое превышает его эстимейт в £600 тыс.
Алекс Бранчик, возглавляющий отдел современного искусства Sotheby’s в Европе, признает, что неопределенность, возникшая в связи с референдумом о выходе Великобритании из Европейского Союза, осложнила получение консигнаций. Однако результаты торгов показывают, что «страсть к коллекционированию искусства по-прежнему сильнее общей обеспокоенности экономической ситуацией».