18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внимание ведущих музеев и художников приковано к тысячам беженцев

№45
Материал из газеты

Художники и культурные институции все чаще обращаются к проблеме миграционного кризиса в Европе

Ай Вэйвэй в мае представил новую работу, посвященную продолжающему набирать обороты гуманитарному кризису в Европе и на ее границах. Китайский художник, организовавший временную мастерскую на греческом острове Лесбос, на своей выставке в Музее кикладского искусства в Афинах сопоставляет древнегреческий погребальный сосуд для сбора слез плакальщиков с баллонами слезоточивого газа, которым разгоняли беженцев из лагеря Идомени на границе Греции с Македонией. Среди других работ с выставки Ай Вэйвэй в Музее кикладского искусства (до 30 октября), также посвященных нелегкой судьбе мигрантов, — Обои для iPhone (2016), коллаж, состоящий из 12,03 тыс. снятых художником на смартфон снимков людей, ищущих убежища.

«Как будто я упал в глубокую черную дыру, — так говорит художник о своем первом визите на Лесбос, ставший перевалочным пунктом для более 80% беженцев, прибывающих в Европу. — Мы ехали по берегу, и вдруг я увидел пустую лодку, которую относило в море. Я выскочил из машины и запрыгнул в нее, она была наполовину затоплена. И долго сидел там, представляя, как меня поглощает океан. Вот тогда я и решил перенести свою студию на Лесбос».

Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке одним из последних присоединился к обсуждению гуманитарного кризиса, который до сих пор рассматривался в основном как проблема Ближнего Востока и Европы. Здесь показывают серию фильмов марокканско-французской художницы Бухры Халили о восьми нелегальных мигрантах (до 28 августа), а 1 октября откроется выставка, посвященная архитектуре приютов и лагерей для беженцев.

Директора MoMA Гленна Лоури недавно пригласили на CNN редактировать серию видеосюжетов на тему миграции. «Думаю, 2016-й может стать решающим годом для всех нас», — говорит Лоури, отмечая, что именно художники многие годы противостояли последствиям массовых миграций. В пример он приводит работу Халили Путешествие по карте, созданную в 2008–2011 годах. В фильме показывают беженцев, отмечающих черным маркером на политической карте мира свой путь, параллельно за кадром они рассказывают истории своей жизни. «[Халили] близко к сердцу принимает этот кризис... и она заставляет нас понять, что это касается каждого и просто нельзя оставаться равнодушным», — замечает Лоури.

Европейские музеи первыми встали на защиту беженцев. Некоторые из них начали работать непосредственно с мигрантами задолго до нынешнего кризиса. Так, Музей современного искусства «Луизиана» из датского города Хумлебек в 2006 году запустил проект Путешествия с искусством. В апреле он был отмечен наградой Международного совета музеев как лучшая инициатива: это художественные занятия для детей-беженцев при участии датского отделения Красного Креста. Фокус проекта в последние годы сместился, по словам его руководителя Лин Али Хайдер. В 2006 году большинство прибывающих в Данию детей были в возрасте от 8 до 12 лет, они искали убежища вместе со своими семьями. Теперь же среди мигрантов много несовершеннолетних, от 16 до 18 лет, приехавших без взрослых. «Взаимодействие с искусством, погружение в мир творчества и возможность общаться с ровесниками в спокойной обстановке — все это очень важно для этих молодых людей, которые, естественно, очень беспокоятся по поводу своего будущего», — говорит Хайдер.

Датско-исландский художник Олафур Элиассон совместно с Музеем современного искусства Тиссен-Борнемиса (TBA21) в Вене организовал проект под названием Зеленый свет. До начала июня беженцы и мигранты, а также местные студенты приглашались поучаствовать в художественных мастер-классах, где можно было научиться делать лампы из переработанных материалов. «Зеленый свет — символ гостеприимства, — объясняет Элиассон. — Совместно работая в художественном контексте, участники смогут не только создать элементы модульного освещения, но и сформировать общую среду, в которой различия не только принимаются, но и приветствуются». Лампы, изготовленные из стаканчиков для йогурта, пластиковых пакетов, нейлона и неоновых зеленых светодиодов, стоят €300. Вырученные средства перечисляются в фонд Красного Креста в Вене и на другие проекты помощи беженцам в Австрии.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+