18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

На арт-форуме Cosmoscow поговорили об открытости, деньгах и хулиганстве

Новую премию молодым художникам, инвестиции в искусство, ответственность галерей и коллекционеров перед своими художниками, а также присутствие российского современного искусства на международной арене обсудили на арт-форуме Cosmoscow в Москве.

Арт-форум ярмарки Cosmoscow проходит уже второй раз, вновь поднимая актуальные вопросы функционирования сферы искусства. Встречу вела Маргарита Пушкина, директор и основатель ярмарки. В рамках форума ярмарка Cosmoscow и швейцарский банк Credit Suisse объявили о запуске «Премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников» (Credit Suisse Cosmoscow Prize for Young Artists). Она будет спонсирована банком, а победители будут объявлены на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в Москве с 8 по 11 сентября.

Ари Амайа-Аккерманс, в прошлом модератор круглых столов на Art Basel, задал первой части дискуссии серьезное направление, заговорив о разобщенности международного арт-сообщества. Глава художественной коллекции банка Credit Suisse, партнера ярмарки, Андре Роггер подтвердил актуальность темы, отметив, что в Швейцарии, например, сегодня неожиданно живо движение против digital-искусства и оцифровывания. Куратор Музея современного искусства «Гараж» Анастасия Митюшина рассказала, как использовать «энергию аудитории», что музей и сделал с выставкой «Единомышленники», пригласив людей с ограниченными возможностями помочь кураторам. Надим Самман, куратор основного проекта открывшейся на днях Московской международной биеннале молодого искусства, отметил, что уже 25 лет внимательно изучает русское искусство, а с молодыми художниками начал работать после общения со старшим поколением — концептуалистами, такими как Игорь Макаревич и Елена Елагина. Свою роль в искусстве он тоже назвал образовательной. «Лет восемь тому назад директор Санкт-Петербургской академии художеств показывал мне их 100-летний устав и гордо говорил, что академия до сих пор следует ему. Слава богу, я вижу сегодняшние работы выпускников института «Стрелка», учеников Сергея Браткова, и это люди с открытой точкой зрения. Сегодняшнее искусство должно быть открытым», — считает он.

Тему международного сотрудничества продолжили и во второй части дискуссии, посвященной молодым галереям и принципам их работы. Мариана Гогова, куратор и основатель Artwin Gallery, отметила, что их галерея устанавливает контакты со странами СНГ: Казахстаном, Азербайджаном, где открылись ее выставочные пространства. Молодые восточные художники очень интересны, причем Гогова подчеркнула: «У нас есть очень хороший пул художников-женщин. Женщины-художники — это наша цель». Своими достижениями и планами поделились также арт-директор и куратор галереи RuArts Катрин Борисов, основатель брюссельской галереи Super Dakota Дэмиен Рожье, директор таллинской галереи Temnikova & Kasela Ольга Темникова. Галеристы отметили, что делают все возможное для продвижения художников: активно выставляют их на российских и международных площадках и ярмарках, запускают образовательные программы, поддерживают и расширяют дружеские и рабочие связи. Вопрос Дэмиена Рожье, чем является продажа работы художника — финансовой или интеллектуальной инвестицией, всполошил зал. Мариана Гогова заявила, что удачная покупка — это прежде всего отличное финансовое вложение (за что потом долго расплачивалась) и все рыночные механизмы галерист должен объяснять покупателю. Ольга Темникова высказала мнение, что художественная сфера сейчас настолько ориентирована на рынок, что избежать их взаимовлияния невозможно. Катрин Борисов добавила, что, несмотря ни на что, покупатель с вопросом «сколько это будет стоить в будущем» ей неприятен.

Заключительная часть дискуссии собрала молодых коллекционеров, а ее модератор Антонио Джеуза сразу же попросил выступающих не упоминать слово «инвестиция». «Коллекционирование — это лайфстайл и часть жизни», — подчеркнула в своем выступлении сооснователь Smart Art Анастасия Карнеева. Коллекционер Иван Исаев рассказал, как в процессе коллекционирования так увлекся общением с художниками, что решил стать куратором. Владелица лондонского арт-консультационного агентства The Art Partners Мария Королевская отметила, что для нее важнее всего образовательная программа, а в планах — форумы и встречи, где маститые коллекционеры делились бы опытом с начинающими коллегами. Евгения Попова, коллекционер, совладелец некоммерческого фонда Popov Foundation, куратор журнала ДИ, затронула тему патронских программ и предложила всем присутствующим не оставаться безучастными в таком важном деле, как обеспечение будущего культурного наследия для следующих поколений.

Достойным завершением арт-форума стала беседа с молодыми художницами Анной Титовой и Светланой Шуваевой. Анна Титова рассказала о своей выставке в рамках Венецинской биеннале, а у Светы Шуваевой, «художника года Cosmoscow», корреспондент TANR поинтересовалась, насколько хулиганским может быть искусство, чтобы быть правильно воспринятым зрителем. «Самое классное искусство — это одновременно и самое хулиганское», — ответила она, и на этой бодрой ноте форум подошел к концу.

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в московском Гостином Дворе с 8 по 11 сентября.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+