18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Audemars Piguet на ярмарке Art Basel

№45
Материал из газеты

Швейцарская марка показала в Базеле проект фотографа Дэна Холдсуорта и свой «Уголок коллекционера», созданный Себастьяном Эррасурисом

Одна из главных ярмарок современного искусства Art Basel в этом году показала множество новых проектов, собрав 4 тыс. художников со всего мира. Швейцарский часовой бренд Audemars Piguet в качестве глобального ассоциированного партнера и участника ярмарки провел на своем стенде, дизайн которого был специально создан молодым художником Себастьяном Эррасурисом, премьерный показ нового клипа Дэна Холдсуорта из авторской серии Непрерывная топография. А обновленный «Уголок коллекционера» не только создал фон для проекта Холдсуорта и витрин Audemars Piguet, но и оказался арт-объектом сам по себе. Оба художника рассказали о подробностях созданных ими проектов.


Дэн Холдсуорт

Когда и как появилась идея создать серию «Непрерывная топография»?

Мои исследования начались пять лет назад и легли в основу докторской диссертации. Спустя два года мне удалось найти поддержку с технической стороны. Мне была нужна особенная геологическая и картографическая техника, поскольку это очень важный аспект в осуществлении задуманного тогда проекта, простого фотоаппарата было недостаточно. Я начал изучать ландшафт, стараясь отойти от привычного визуального восприятия предмета. С помощью особой технологии удалось перевести снимки в трехмерные пространственные модели, где каждая отмеченная точка — это определенное измерение, собственная координата GPS. Это уже больше чем фотография — это работа на стыке искусства и науки.

А как началось ваше сотрудничество с Audemars Piguet?

Три года назад на стенде Audemars Piguet на Art Basel уже демонстрировались мои фотографии, сделанные в долине Жу. Через год я показал руководству часовой мануфактуры примеры своих работ из новой серии Непрерывная топография, которые им понравились, и мне дали добро на осуществление проекта уже в родной для марки и знакомой мне долине Жу, где в итоге мы провели не один месяц, снимая все, что было видимо глазу. Мне очень приятно и, главное, комфортно работать при поддержке Audemars Piguet. Здесь всегда открыты к диалогу, всегда можно обсудить развитие твоего проекта. И всегда готовы помочь и поддержать в осуществлении планов, по достоинству оценить масштаб и твой вклад в это дело.

Соединение науки и искусства — это довольно обширная тема, которую сейчас используют в своем творчестве многие художники, объясняя выбор разными причинами. Какой смысл вкладываете в свои работы вы?

Для меня очень важно ответственное отношение к миру. Сейчас у нас есть огромная привилегия — наши знания, новые технологии, которые мы можем использовать, чтобы изучить ситуацию глубже и успеть что-то исправить. Мы просто обязаны уделять особое внимание природным процессам, чтобы лучше их понимать, и не варварски вторгаться в природу и калечить ее, а плавно и аккуратно и лишь для пользы изучать, осознавая ту ответственность, которая на нас возложена. И начинать нужно точечно, в каждом конкретном месте, по крупицам рассматривая и познавая мир. Если мы не понимаем места, в котором живем, мы не в состоянии адекватно и рационально оценить его значимость и масштаб ущерба, который можем ему нанести.

Вы не боитесь, что искусство становится очень научным?

Скорее, нет, в моих работах точно нет. Это все-таки искусство, которое я преподношу с использованием научных технологий, привлекая внимание людей к важным аспектам человеческой жизни. Что касается искусства в целом, то, наверное, нужно смотреть с той точки зрения, что мир изменяется в сторону технологий, и мы должны как-то с этим считаться, в искусстве в том числе.

Есть ли в плеяде современных художников те, кто, по-вашему, особенно выделяется и лично вас увлекает и восхищает?

Из современных художников мне, пожалуй, импонирует Роб Оуэн, но настоящий мой идейный вдохновитель — это Роберт Смитсон, который знаменит своими ленд-арт-работами. Меня восхищают его восприятие и размышления над материалами, над геологическим происхождением Земли. Он по-настоящему удивителен.

Ваши работы можно встретить в крупнейших галереях мира, вы стали классиком при жизни. Не возникает ощущения, что можно уже остановиться и почивать на лаврах?

Нет, абсолютно. Мои работы — это мой способ общения с миром, и для меня это главная цель. Чем больше людей увидят их, тем дальше я смогу донести свои идеи. Мне очень важно, чтобы кто-то узнал и понял через призму моих работ, что я хочу рассказать.


Себастьян Эррасурис

Как начиналось ваше сотрудничество с Audemars Piguet?

В Audemars Piguet изначально пригласили семерых архитекторов для создания вариантов дизайна «Уголка коллекционера» на ярмарке Art Basel. Тем почетнее было их приглашение участвовать в проекте, поскольку я не архитектор как таковой. И тем более почетно быть выбранным для воплощения моей задумки в жизнь.

Откуда возникла «концепция льда» для «Уголка коллекционера»?

Если вы были в долине Жу, то видели, что она находится в окружении гор. Сейчас ситуация изменилась, а раньше зимой жители в долине были изолированы до тех пор, пока с дорог не сходил снег. Для них это было привычными условиями жизни, и эта, на первый взгляд, проблема стала их своеобразным преимуществом. Благодаря оторванности от внешнего мира появлялась возможность работать более сосредоточенно, кропотливее, не отвлекаться, концентрироваться на деле. А когда весной выглядывало солнце и начинал таять снег, природа капелью отбивала свой ритм и отсчитывала время до начала новой жизни. Это очень красивая метафора времени. И эта концепция идеально совпадает с идеологией бренда.

Первоначально я хотел использовать в инсталляции настоящий лед, огромную глыбу, которая бы таяла, демонстрируя эту метафору, но, к сожалению, идею не удалось претворить в жизнь. И мы решили дать другое представление льда, по-новому, иначе. На стенде мы используем простые материалы, в частности горную породу, очень честный и очень доступный материал.

Не чужда ли чилийцу, выросшему не в самом снежном месте — Лондоне, тема льда как таковая?

На самом деле Чили не такая уж жаркая в общем понимании страна, хоть и самый жгучий перец носит ее имя. Географически Чили вытянута вертикально. Да, там расположена самая сухая на планете пустыня, гораздо суше, чем Сахара, где невыносимо жарко днем и довольно холодно ночью. Но на юге Чили климат очень похож на высокогорья Шотландии. В Сантьяго в часе езды от города можно загорать на пляже, а если поехать в противоположную сторону, то через час окажешься уже на снежных равнинах. Поэтому тема льда и снега для меня не такая далекая, как может показаться.

А интересно ли самому молодому художнику на торгах Sotheby’s создавать дизайн стенда часовой компании?

Команда Audemars Piguet — это больше чем просто компания. Это большая семья, настоящий семейный бизнес, где есть возможность не гнаться за бешеной прибылью, ставя целью только продажи. У них есть возможность создавать долгосрочные проекты. И когда они поддерживают художника, они дают ему пространство для творчества. Это очень помогает и воодушевляет, позволяет по-настоящему творить, созидать — а что еще нужно художнику?

Есть ли у вас опыт сотрудничества с другими брендами?

Я всегда старался держаться в стороне от больших коммерческих проектов. У меня было несколько коллабораций, но нынешняя работа с Audemars Piguet — самое значимое сотрудничество такого рода.

Теперь, когда работа завершена и выставлена на всеобщее обозрение, не хочется ли в ней что-нибудь поменять?

Может быть, какую-то мелочь, но в целом я доволен. Вообще в готовых работах мне очень редко хочется что-то менять. Если посмотреть на фото моей студии, то первое, что бросается в глаза, — огромная стена, сплошь покрытая набросками и эскизами. Это те идеи, которые я переношу на бумагу и жду, когда они созреют, дополняю их, слежу, когда они наберут вес. Похоже на романтические отношения: сначала влюбляешься, потом взрослеешь с этим человеком, притираешься, узнаешь, женишься. Так и у меня с моими замыслами. Иногда нужен не один месяц, чтобы идея вызрела до конца. К тому моменту, когда я приступаю к воплощению проекта, он уже прошел столько уровней преобразований, что на финише уже ничего не хочется менять.

Понятно, что каждый художник — индивидуальность, но всегда есть кто-то, на кого, может быть, не хочется быть похожим, но хочется равняться. Есть у вас такой образец?

Для меня наш современный мир — это немного мир супергероев, как вселенная американских комиксов. Такая концепция очень инфантильна, потому что все супергерои имеют всего пару суперспособностей и один странный костюм. Таким же образом сейчас обстоит дело с именитыми художниками. Ты слышишь имя «Кусама» — и знаешь, что увидишь горох. Слышишь «Джефф Кунс» — и уже примерно представляешь, что тебя ждет. У лучших есть одна-две «суперспособности». Это немного по-детски, мне кажется, искусству пора взрослеть. Просто дело в том, что весь мир завязан в одну систему, и, мне кажется, безответственно со стороны художников оставаться в зоне комфорта одной или двух своих «суперспособностей», пора развиваться.

Поэтому я не восхищаюсь кем-то одним, меня восхищают разные техники и элементы у разных художников. Юмор — у одних, красота деталей — у других, способность из ерунды делать искусство, как у Кунса, странность и выносливость, как у Херста. Хочется учиться у всех понемногу.

Что в ближайших творческих планах? Еще одна коллаборация с Audemars Piguet?

Сотрудничество с Audemars Piguet пока запланировано на два года. В следующем году мы обновим стенд, и это уже будет несколько иная история. Параллельно я готовлю ряд проектов с галереями, но все это пока лишь эскизы на моей стене.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+