Одна из главных ярмарок современного искусства Art Basel в этом году показала множество новых проектов, собрав 4 тыс. художников со всего мира. Швейцарский часовой бренд Audemars Piguet в качестве глобального ассоциированного партнера и участника ярмарки провел на своем стенде, дизайн которого был специально создан молодым художником Себастьяном Эррасурисом, премьерный показ нового клипа Дэна Холдсуорта из авторской серии Непрерывная топография. А обновленный «Уголок коллекционера» не только создал фон для проекта Холдсуорта и витрин Audemars Piguet, но и оказался арт-объектом сам по себе. Оба художника рассказали о подробностях созданных ими проектов.
Когда и как появилась идея создать серию «Непрерывная топография»?
Мои исследования начались пять лет назад и легли в основу докторской диссертации. Спустя два года мне удалось найти поддержку с технической стороны. Мне была нужна особенная геологическая и картографическая техника, поскольку это очень важный аспект в осуществлении задуманного тогда проекта, простого фотоаппарата было недостаточно. Я начал изучать ландшафт, стараясь отойти от привычного визуального восприятия предмета. С помощью особой технологии удалось перевести снимки в трехмерные пространственные модели, где каждая отмеченная точка — это определенное измерение, собственная координата GPS. Это уже больше чем фотография — это работа на стыке искусства и науки.
А как началось ваше сотрудничество с Audemars Piguet?
Три года назад на стенде Audemars Piguet на Art Basel уже демонстрировались мои фотографии, сделанные в долине Жу. Через год я показал руководству часовой мануфактуры примеры своих работ из новой серии Непрерывная топография, которые им понравились, и мне дали добро на осуществление проекта уже в родной для марки и знакомой мне долине Жу, где в итоге мы провели не один месяц, снимая все, что было видимо глазу. Мне очень приятно и, главное, комфортно работать при поддержке Audemars Piguet. Здесь всегда открыты к диалогу, всегда можно обсудить развитие твоего проекта. И всегда готовы помочь и поддержать в осуществлении планов, по достоинству оценить масштаб и твой вклад в это дело.
Соединение науки и искусства — это довольно обширная тема, которую сейчас используют в своем творчестве многие художники, объясняя выбор разными причинами. Какой смысл вкладываете в свои работы вы?
Для меня очень важно ответственное отношение к миру. Сейчас у нас есть огромная привилегия — наши знания, новые технологии, которые мы можем использовать, чтобы изучить ситуацию глубже и успеть что-то исправить. Мы просто обязаны уделять особое внимание природным процессам, чтобы лучше их понимать, и не варварски вторгаться в природу и калечить ее, а плавно и аккуратно и лишь для пользы изучать, осознавая ту ответственность, которая на нас возложена. И начинать нужно точечно, в каждом конкретном месте, по крупицам рассматривая и познавая мир. Если мы не понимаем места, в котором живем, мы не в состоянии адекватно и рационально оценить его значимость и масштаб ущерба, который можем ему нанести.
Вы не боитесь, что искусство становится очень научным?
Скорее, нет, в моих работах точно нет. Это все-таки искусство, которое я преподношу с использованием научных технологий, привлекая внимание людей к важным аспектам человеческой жизни. Что касается искусства в целом, то, наверное, нужно смотреть с той точки зрения, что мир изменяется в сторону технологий, и мы должны как-то с этим считаться, в искусстве в том числе.
Есть ли в плеяде современных художников те, кто, по-вашему, особенно выделяется и лично вас увлекает и восхищает?
Из современных художников мне, пожалуй, импонирует Роб Оуэн, но настоящий мой идейный вдохновитель — это Роберт Смитсон, который знаменит своими ленд-арт-работами. Меня восхищают его восприятие и размышления над материалами, над геологическим происхождением Земли. Он по-настоящему удивителен.
Ваши работы можно встретить в крупнейших галереях мира, вы стали классиком при жизни. Не возникает ощущения, что можно уже остановиться и почивать на лаврах?
Нет, абсолютно. Мои работы — это мой способ общения с миром, и для меня это главная цель. Чем больше людей увидят их, тем дальше я смогу донести свои идеи. Мне очень важно, чтобы кто-то узнал и понял через призму моих работ, что я хочу рассказать.
Как начиналось ваше сотрудничество с Audemars Piguet?
В Audemars Piguet изначально пригласили семерых архитекторов для создания вариантов дизайна «Уголка коллекционера» на ярмарке Art Basel. Тем почетнее было их приглашение участвовать в проекте, поскольку я не архитектор как таковой. И тем более почетно быть выбранным для воплощения моей задумки в жизнь.
Откуда возникла «концепция льда» для «Уголка коллекционера»?
Если вы были в долине Жу, то видели, что она находится в окружении гор. Сейчас ситуация изменилась, а раньше зимой жители в долине были изолированы до тех пор, пока с дорог не сходил снег. Для них это было привычными условиями жизни, и эта, на первый взгляд, проблема стала их своеобразным преимуществом. Благодаря оторванности от внешнего мира появлялась возможность работать более сосредоточенно, кропотливее, не отвлекаться, концентрироваться на деле. А когда весной выглядывало солнце и начинал таять снег, природа капелью отбивала свой ритм и отсчитывала время до начала новой жизни. Это очень красивая метафора времени. И эта концепция идеально совпадает с идеологией бренда.
Первоначально я хотел использовать в инсталляции настоящий лед, огромную глыбу, которая бы таяла, демонстрируя эту метафору, но, к сожалению, идею не удалось претворить в жизнь. И мы решили дать другое представление льда, по-новому, иначе. На стенде мы используем простые материалы, в частности горную породу, очень честный и очень доступный материал.
Не чужда ли чилийцу, выросшему не в самом снежном месте — Лондоне, тема льда как таковая?
На самом деле Чили не такая уж жаркая в общем понимании страна, хоть и самый жгучий перец носит ее имя. Географически Чили вытянута вертикально. Да, там расположена самая сухая на планете пустыня, гораздо суше, чем Сахара, где невыносимо жарко днем и довольно холодно ночью. Но на юге Чили климат очень похож на высокогорья Шотландии. В Сантьяго в часе езды от города можно загорать на пляже, а если поехать в противоположную сторону, то через час окажешься уже на снежных равнинах. Поэтому тема льда и снега для меня не такая далекая, как может показаться.
А интересно ли самому молодому художнику на торгах Sotheby’s создавать дизайн стенда часовой компании?
Команда Audemars Piguet — это больше чем просто компания. Это большая семья, настоящий семейный бизнес, где есть возможность не гнаться за бешеной прибылью, ставя целью только продажи. У них есть возможность создавать долгосрочные проекты. И когда они поддерживают художника, они дают ему пространство для творчества. Это очень помогает и воодушевляет, позволяет по-настоящему творить, созидать — а что еще нужно художнику?
Есть ли у вас опыт сотрудничества с другими брендами?
Я всегда старался держаться в стороне от больших коммерческих проектов. У меня было несколько коллабораций, но нынешняя работа с Audemars Piguet — самое значимое сотрудничество такого рода.
Теперь, когда работа завершена и выставлена на всеобщее обозрение, не хочется ли в ней что-нибудь поменять?
Может быть, какую-то мелочь, но в целом я доволен. Вообще в готовых работах мне очень редко хочется что-то менять. Если посмотреть на фото моей студии, то первое, что бросается в глаза, — огромная стена, сплошь покрытая набросками и эскизами. Это те идеи, которые я переношу на бумагу и жду, когда они созреют, дополняю их, слежу, когда они наберут вес. Похоже на романтические отношения: сначала влюбляешься, потом взрослеешь с этим человеком, притираешься, узнаешь, женишься. Так и у меня с моими замыслами. Иногда нужен не один месяц, чтобы идея вызрела до конца. К тому моменту, когда я приступаю к воплощению проекта, он уже прошел столько уровней преобразований, что на финише уже ничего не хочется менять.
Понятно, что каждый художник — индивидуальность, но всегда есть кто-то, на кого, может быть, не хочется быть похожим, но хочется равняться. Есть у вас такой образец?
Для меня наш современный мир — это немного мир супергероев, как вселенная американских комиксов. Такая концепция очень инфантильна, потому что все супергерои имеют всего пару суперспособностей и один странный костюм. Таким же образом сейчас обстоит дело с именитыми художниками. Ты слышишь имя «Кусама» — и знаешь, что увидишь горох. Слышишь «Джефф Кунс» — и уже примерно представляешь, что тебя ждет. У лучших есть одна-две «суперспособности». Это немного по-детски, мне кажется, искусству пора взрослеть. Просто дело в том, что весь мир завязан в одну систему, и, мне кажется, безответственно со стороны художников оставаться в зоне комфорта одной или двух своих «суперспособностей», пора развиваться.
Поэтому я не восхищаюсь кем-то одним, меня восхищают разные техники и элементы у разных художников. Юмор — у одних, красота деталей — у других, способность из ерунды делать искусство, как у Кунса, странность и выносливость, как у Херста. Хочется учиться у всех понемногу.
Что в ближайших творческих планах? Еще одна коллаборация с Audemars Piguet?
Сотрудничество с Audemars Piguet пока запланировано на два года. В следующем году мы обновим стенд, и это уже будет несколько иная история. Параллельно я готовлю ряд проектов с галереями, но все это пока лишь эскизы на моей стене.