Музей на набережной Бранли в Париже, обладатель огромной коллекции искусства неевропейских культур и цивилизаций, отмечает десятилетний юбилей. По этому случаю здесь проходит выставка, посвященная экс-президенту Франции Жаку Шираку, благодаря которому на южном берегу Сены и выросла эта необычная постройка. Ширак, увлекающийся искусством Японии и доколумбовой Америки, горячо поддерживал проект строительства самого большого в мире музея «незападного» искусства.
Внутри Музея на набережной Бранли
Коллекция музея включает в себя около 300 тыс. экспонатов (а также фотографии и документы), большинство которых происходит из бывших французских колоний. В самом центре здания, возведенного по проекту Жана Нувеля, находится галерея длиной 200 м, возвышающаяся над землей словно на огромных ходулях. В извилистых залах разместилось 3,5 тыс. объектов постоянной экспозиции с разделами, посвященными Африке, Азии, Океании, Северной и Южной Америке. В прошлом году музей привлек 1,3 млн посетителей, став четвертым по популярности в Париже.
Что в имени тебе моем?
Музей на набережной Бранли дипломатично решил проблему поиска правильного слова для «незападного» искусства, избрав топографическое название. Он стоит на набережной, названной в честь Эдуара Бранли, изобретателя беспроводной телеграфии. В связи с юбилеем к его названию хотят добавить имя Жака Ширака (Музей на набережной Бранли Жака Ширака), что странно вдвойне: музей, посвященный неевропейскому искусству, будет назван в честь двух французов — ученого и политика.
Грандиозный план экс-президента состоял в объединении двух крупных парижских собраний: закрытого на данный момент Национального музея искусства Африки и Океании и этнографического отдела Музея человека. Жемчужинами коллекции стали африканские маски, перуанские керамические фигурки и азиатские ткани. Когда о проекте только объявили, многие критиковали решение изъять экспонаты из действующих музеев, чтобы создать новый. Однако, по мнению Стивена Энгельсмана, директора Всемирного музея в Вене, Музей на набережной Бранли «активно способствовал общественному признанию этнографических коллекций и музеев».
Здесь провели уже 97 выставок, то есть почти по десять в год. Их широкая программа фокусируется на отдельных неевропейских культурах и кросс-культурных темах (скажем, Persona. Étrangement humain, посвященная одушевленности, до 13 ноября).
Говоря о будущем, основатель и президент музея Стефан Мартен признает, что больше внимания будет уделять постоянной коллекции, которая обычно занимает лишь 60% выставочного пространства и еще меньше во время выставок. В следующее десятилетие планируется изменить экспозицию, чтобы представить основные артефакты в новом свете.
С тех пор как в 2006 году музей открылся, не утихают споры об организации его экспозиции. Предметы в ярком свете прожекторов в затемненной галерее — это произведения искусства или все-таки этнографические объекты? Смотрятся они, конечно, зрелищно, но многие посетители уходят из музея с минимальными знаниями о цивилизациях, которые создали эти вещи.
Вскоре Музей на набережной Бранли столкнется с проблемой размещения новых приобретений. Член его попечительского совета Николас Томас, директор Кембриджского музея археологии и антропологии, считает, что парижскому музею следует делать ставку на современное искусство. «Как обновлять собрание, как создавать коллекции в будущем — вот основные вопросы, которые вынуждены решать этнографические музеи», — говорит он.
Несмотря на разгорающиеся дискуссии, музей строит грандиозные планы. «В наши смутные времена Музей на набережной Бранли более чем когда-либо должен оставаться оплотом открытого диалога и толерантности», — объясняет Мартен.