18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Новое имя, новая судьба

№45
Материал из газеты

Шестой выпуск ярмарки Point Art в Монако под новым названием, European Art Fair Monaco, пройдет с 20 по 24 июля в Форуме Гримальди

Есть все основания полагать, что в Монако наконец появилась своя авторитетная ярмарка искусства, которая может встать в один ряд с такими событиями, как брюссельская BRAFA, парижская Биеннале антикваров (которая с 2017 года станет ежегодной) и лондонская Frieze Masters. European Art Fair Monaco, разумеется, уступает вышеперечисленным ярмаркам по количеству участников: два-три десятка галерей против сотни с небольшим. Впрочем, такая камерность, скорее, на пользу мероприятию, задача которого — побудить к приобретению искусства самых богатых и знаменитых обитателей княжества Монако и Лазурного берега в разгар летнего отдыха.

Ярмарка, которая состоится уже в шестой раз, сменила в этом году название. Бывшая Point Art Monaco & Jewels превратилась в European Art Fair Monaco (сокращенно ЕAF Monaco) и, кажется, уже окончательно обосновалась на самой престижной выставочной площадке княжества — в Форуме Гримальди. Новое название вызывает у завсегдатаев мировых арт-ярмарок четкую ассоциацию с TEFAF (European Fine Art Fair), самым главным в Старом Свете съездом торговцев старым и классическим искусством, который ежегодно проходит весной в голландском Маастрихте. Очевидно, устроители намекают, что EAF Monaco — это как бы летняя мини-TEFAF, тем более что среди галерей-участниц есть и завсегдатаи маастрихтской ярмарки. Собственно, схожая логика была и у организаторов Московской ярмарки изящных искусств (Moscow Fine Art Fair), чей век был коротким, но ярким. Там, помнится, тоже было название, чья аббревиатура напоминала TEFAF, а среди участников первых трех ярмарок — крупнейшие европейские галереи. Сходства с московской ярмаркой добавляет и ювелирное «приложение» EAF Monaco: в 2015 году к антикварам на ярмарке присоединились ювелиры. Кажется, первыми придумали соединить антиквариат и драгоценности парижские галеристы в рамках все той же Биеннале антикваров.

Надо сказать, что ярмарка искусства в Монако меняет свое название в третий раз. Так, с 1975 по 2005 год проходила Монакская антикварная биеннале, организованная легендарными парижскими дилерами Морисом Сегура и Жаком Перреном, а также флорентийцем Марио Беллини. Спустя пять лет, в 2011 году, возникла ее реинкарнация — Point Art Monaco. Она появилась по инициативе четырех амбициозных галеристов из Монако, которые предложили примерно десятку своих европейских партнеров и коллег привезти на неделю на продажу лучшие произведения искусства и шедевры живописи, что называется crème de la crème. Основателями ярмарки стали Мариета Винчи-Корсини (Maison d’Art), Адриано Рибольци (Galerie Adriano Ribolzi), Альфредо Паллези (Pallesi Art Gallery) и Луи Тонинелли (M. F. Toninelli Art Moderne), они все и сейчас составляют оргкомитет EAF Monaco. За годы существования обновленной ярмарки им удалось обеспечить ей статус мероприятия, проходящего под покровительством самого князя Альбера II. Среди удачных решений организаторов можно отметить и переезд в 2015 году с окраины Монако в Форум Гримальди, а также отличный дизайн и решение пространства на ярмарке.

Смена названия в 2016 году и более плотное сотрудничество с очень профессиональной командой Форума Гримальди (в частности, в вопросах связей с прессой) демонстрируют серьезные притязания EAF Monaco на то, чтобы стать заметным событием в календаре летних арт-мероприятий в Европе. Ожидается, что на этот раз ярмарка привлечет больше посетителей именно из числа коллекционеров искусства, так как в этом году она будет идти параллельно со значимой выставкой Фрэнсиса Бэкона в Монако (с 2 июля по 4 сентября).

Впрочем, главная отличительная черта этой теперь уже европейской ярмарки — камерность — останется неизменной, так как пространство нижнего уровня Форума Гримальди просто не сможет вместить более 30 галерей. По-прежнему строгим будет отбор участников. На вопрос о критериях Мариета Винчи-Корсини всегда отвечает, что приглашаются только лучшие галереи. Cами дилеры воспринимают ярмарку в Монако прежде всего как место встреч и знакомства с потенциальными клиентами, а уж во вторую — как площадь для продажи искусства, поэтому стенды участников EAF Monaco изысканны и лаконичны.

В этом году определилась структура ярмарки, четко выделились три направления: будет представлено изобразительное искусство от эпохи Возрождения до ХХ века (живопись, скульптура, графика), антиквариат и ювелирные изделия. За ювелирную часть ярмарки еще с прошлого года отвечает глава компании Jewels of the World Валентина Васильева, которая имеет опыт организации подобных коммерческих мероприятий в Амстердаме, Вене, Москве и Нью-Йорке.

В этом году у ярмарки появился новый исполнительный директор, на эту должность назначен известный историк искусства и арт-критик Рено Зигманн. Он начал свою карьеру в должности редактора влиятельной Artcurial, затем работал помощником куратора в ЮНЕСКО и, наконец, в 2010–2011 годах был куратором арт-ярмарки в Марракеше. Профессиональный опыт Зигманна позволяет предположить, что и в Монако он приглашен еще и как куратор ярмарки, что, безусловно, повышает статус EAF Monaco. Во вступительном слове к каталогу ярмарки новый исполнительный директор опирается на цифры: «В мире насчитывается почти 50 млн миллионеров, и 600 тыс. из них вкладывают порядка 10% своего капитала в произведения искусства: это 2% коллекционеров всего мира, многие из которых являются резидентами Монако». «Тот факт, что ведущие аукционные дома открыли здесь свои представительства или устраивают выездные торги, означает, что княжество Монако является одним из мест, где всегда происходит что-то важное», — отмечает Рено Зигманн. По его мнению, такие факторы, как растущий мировой рынок искусства, неизменно высокий спрос на предметы роскоши на Французской Ривьере, а также недавний успех знаменитых арт-ярмарок в Гонконге, Майами, Сингапуре и Рио, свидетельствуют о блестящих перспективах EAF Monaco.

За живопись старых мастеров на ярмарке традиционно будет отвечать галерея Maison d’Art из Монако (ее владелица — одна из основателей и бессменная глава ярмарки Мариета Винчи-Корсини), а также итальянские Moretti Fine Art и галерея Чезаре Лампронти. Maison d’Art представит, в частности, уникальное произведение художника венецианского Возрождения Алвизе Виварини Благословляющий Христос. Moretti Fine Art, представленная во Флоренции и Лондоне, привезет венецианский вид Бернардо Беллотто, а Cesare Lampronti Gallery — неаполитанский пейзаж Гаспаре Ванвителли. Мариета Винчи-Корсини знакома московским коллекционерам как одна из участниц Московского салона изящных искусств в Манеже, а Чезаре Лампронти — как партнер Андрея Волобуева, предоставивший работы из своей галереи на открытие Volkhonka Fine Art Fair в 2009 году.

Из редких предметов искусства можно отметить купель из красного порфира, выполненную в шведских мастерских в первой трети XIX века; эту вещь можно увидеть на стенде Galerie Adriano Ribolzi. Галерист Адриано Рибольци делает ставку на разнообразие и предлагает как классику, так и современность. Послевоенное искусство представлено у него работой классика поп-арта Энди Уорхола — очередной литографией из серии Мэрилин 1967 года. Римская Toninelli Arte обещает показать в Монако произведения итальянских модернистов вроде Джорджо Де Кирико и Лучо Фонтаны.
Ювелирный раздел представляют миланская марка Sabbadini (ее специфика — цветные украшения, а также драгоценности со сложной «невидимой» огранкой mystery setting), русская Tenzo Jewellery c головокружительным ассортиментом натуральных камней (принцип Александра Тензо — бриллианты только как поддерживающий декор), а также D’Joya и Yvel.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+