18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Школа Родченко: «Многие студенты приходят к нам сломать себя»

Одна из важнейших отечественных школ современного искусства, созданная по инициативе Ольги Свибловой, отмечает свое десятилетие. Ее руководители Елена Лунгина и Ирина Успенская рассказали TANR, как изменилась ШР за это время, за какими выпускниками следить, почему уметь рисовать неважно и чем удивлять на вступительных экзаменах

Почему молодой художник должен выбрать Школу Родченко? Ведь в одной только Москве есть ИПСИ, «Свободные мастерские» ММСИ , институт «База», МедиаАртЛаб.

Ирина Успенская: За 10 лет работы нам удалось сформировать очень серьезную комплексную программу. Школа Родченко имеет техническую базу, где студенты могут практиковаться. Посмотрите на наше расписание: наши студенты учатся пять-шесть раз в неделю, с 10 утра до 19 вечера. А в большинстве институций, которые вы назвали ранее, учатся два, максимум три раза в неделю. И мы учим три года. Наша практическая база и разнообразие мастерских позволяют экспериментировать неограниченно.

Ольга Свиблова, комментируя выставку «Про ШР» сказала, что главный козырь школы в том, что ее студентов и выпускников «подхватывают» и они живут активной арт-жизнью. Расскажите, а что именно вы делаете для продвижения художников? Подыскиваете галереи, заставляете участвовать в конкурсах?

Елена Лунгина: Прежде всего у нас есть практика каждую неделю открывать новые выставки здесь, в школе. Мы сразу учим студентов делать выставки, потому что это самая важная часть их творческой жизни. Они получают этот навык, делают выставки и вне — и приходят к хорошим результатам. А может, они просто хорошие художники и поэтому нужны галереям? Мы специально никому не звоним и никого не предлагаем.

Ирина Успенская: Мы, конечно, не можем гарантировать им блестящее трудоустройство в будущем. Быть современным художником сегодня очень сложно. Инфраструктура институций современного искусства и вообще искусства пока не очень хорошо сложена в нашей стране. Мы пытаемся научить ремеслу, чтобы наши выпускники умели что-то делать руками, и мы даем им возможность преподавать. Ведь помимо основного у нас есть еще дополнительное образование для детей и всех желающих.

К вам может поступить художник, который вообще не умеет рисовать?

Елена Лунгина: Конечно. Мы не предполагаем умения рисовать. В наших требованиях для художников написано, что первое, чего мы ждем, — серии фотографий. Если у поступающего есть какой-то проект, который он пока не может воплотить, потому что недостаточно технических знаний, — он просто может описать его. Описать и дать концепцию этого проекта. Нас это будет точно так же интересовать, как и сделанная работа. Даже тщательное собранное досье, которого мы требуем от поступающих, уже говорит для нас о серьезности намерений.

Я хорошо представляю, как проходит обучение академической живописи, скульптуре, но как учат, например, перформансу? В какой форме проходит обучающий процесс? Креативные «арт-пати», о которых говорит Сергей Братков? Просмотр видеодокументаций?

Елена Лунгина: Прежде всего должно быть желание что-то сделать. На первом месте всегда желание, художественное послание, а дальше уже выбор того медиума, который необходим для выражения. И это не раскованность на арт-пати, это какая-то осознанная необходимость что-то сказать, очень конкретная. Поэтому не может быть какой-то техники обучения перформансу.

Ирина Успенская: В общем-то, специальной мастерской, которая бы обучала перформансу, у нас нет. Мы считаем, что каждый вид искусства должны преподавать асы, и в этом плане лучше обратить внимание на Школу перформанса Федора Павлова-Андреевича на Солянке.

А из ваших четырех мастерских (документальная фотография, проектная фотография, видеоарт, интерактивные медиа) какая сейчас самая популярная у поступающих?

Ирина Успенская: Больше всего всегда поступают на фотоотделение. Причем у нас каждый набор совершенно отличается от другого. Всё зависит от преподавателей. В этом году у нас набирают Мухин и Ефимов, в следующем, мы надеемся, Братков и Нистартов. Просто это еще одно из основных требований портфолио — принести серии или одиночные фотографии плюс другие работы. Именно с фотографий всё и начинается. Многие студенты поступают к нам, имея хорошее художественное образование, такое как Строгановка, Суриковка. Они приходят сломать себя. Но потом, обретя какой-то уровень знаний, многие возвращаются к тому же «умению рисовать». Главное, было бы что сказать, а инструмент найдется.

Школа Родченко празднует свое десятилетие. Как за это время изменилась школа?

Елена Лунгина: За это время сформировались прежде всего педагогический коллектив и четкая методика. Ведь когда мы начинали, мы шли на ощупь. Теперь мы сформировались и первый раз подводим черту, пытаемся четче выявить что мы такое? Какие мы?

Ирина Успенская: И посмотреть, какими мы будем дальше.

Вопрос от поступающих. Приемную комиссию Школы Родченко сегодня еще можно хоть чем-то удивить? Как запомниться на отборе?

Ирина Успенская: И три и два года назад, делая дипломную выставку, которая обычно проходит у нас в мае-июне, мы сами очень боялись, что мы уже не перепрыгнем планку. Но каждый год получается что-то новое и очень интересное. Наши преподаватели действительно при поступлении дают такое задание - «Удивите меня!». И у поступающих всегда получается.

Могли бы назвать несколько имен ваших выпускников, которыми вы гордитесь и ставите всем в пример?

Елена Лунгина: В журнале «Афиша» недавно вышел список 11 наших выдающихся выпускников, которых нужно знать (Антон Акимов, Полина Канис, Даниил Зинченко, Саша Пирогова и др.). Мы солидарны, но, с другой стороны, они не сказали об Оле Матвеевой, Игоре Самолете, Наде Гришиной, Елене Аносовой.

Ирина Успенская: Я очень порадовалась, увидев там Антона Акимова, потому что это человек, который остался в поле фотографии. Он также сотрудничает с организациями слепых и слабовидящих фотографов. А Дима Лукьянов там был? Просто мы можем перечислять бесконечно.

Завершение приема заявок на обучение по основной программе Школы Родченко проходит до 30 августа включительно. Все подробности на сайте www.mdfschool.ru

Юбилейная выставка «Про ШР. 10 лет Школе Родченко» в Мультимедиа Арт Музее продлится до 11 сентября.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+