Никола-Ленивец, маленькая деревушка на реке Угра в Калужской области, после первого фестиваля ландшафтных объектов в 2006 году, автором идеи которого, да и автором многих знаковых для Ленивца объектов — как, например, Радиобашня из прутьев или деревянный Вселенский разум, — был московский художник Николай Полисский, давно перестала быть уединенным местом. С того времени здесь появилось около сотни арт-объектов более чем 150 авторов, многие из которых, как и сам основатель фестиваля Николай Полисский, — классики современного русского искусства. Деревня стала знаменитой, и о приватности говорить уже не приходится.
Антон Кочуркин
Куратор «Архстояния-2016», архитектор, руководитель архитектурного бюро «8 линий». С 2006 года живет в Никола-Ленивце
Как я и ожидал, тема Убежище встретила большой отклик среди художников. Уже несколько лет я хотел попробовать соотнести Никола-Ленивец и актуальную ситуацию вокруг: в стране, в мире, в политике и в обществе. Двойственность манифеста прослеживается в рефлексии не только на происходящее вокруг, но и на относящееся к истории Никола-Ленивца. Ведь 20 лет назад эта маленькая деревенька представляла собой убежище для группы людей. Сейчас это заметная точка на карте.
Для реализации выбрано шесть объектов. Каждый из них особенный не только с точки зрения авторской рефлексии, но и с точки зрения формы. Впервые в Никола-Ленивце появится новый тип скульптуры. Посмотрите на объект Ирины Кориной Шишка, где в качестве материала используются ржавые полицейские щиты. Материал на редкость актуальный. Новый тип скульптуры представляет собой и объект Дмитрия Каварги. Это нечто, сплетенное из полимерных лоскутов, похоже на огромных сплавившихся слизней. Впервые появляется в деревне и экзотический, неместный материал, с которым связывают производство остовов машин и лодок, — полимерное волокно. Еще один вызов контексту — Личная вселенная № 5 Дмитрия Жукова, художника из Карелии, который выковывает для «Архстояния» металлический кокон. Отдельно хочется сказать об инсталляции Наиля Гареева, который, не являясь актуальным художником, представит Убежище для упаковки информации, в современном обществе она является самым грозным оружием.
Я принципиально отхожу от дерева и «природности», которую связывают с Николаем Полисским и Никола-Ленивцем. Этот действительно контекстуальный материал, доведенный командой Полисского до совершенства, выражает самобытность территории, однако более могучим критерием кураторского отбора в этом году для меня является возможность выбора и незашоренного взгляда на контекстуальность.
Поэтому организаторы и куратор Антон Кочуркин решили посвятить нынешний фестиваль теме убежища, представив произведения, в которых можно найти не только физический покой, но и отдохновение души. В программе заявлено девять новых проектов, не считая тех, что остались на территории заповедника с прошлых фестивалей, также обещают перформансы.
Архитектурное бюро Archpoint, которое в прошлом году, вдохновившись деревянными народными промыслами, реконструировало вход в местный Дом культуры, представит свой Закопанный Гелендваген — автомобиль-бункер, зарытый в землю по крышу, в который можно попасть через люк. Внутри есть все для жизни: радио, свет и даже сухой паек. «Убежище не обязательно должно быть физическим», — трактует заданную тему архитектурное бюро Form и предлагает посетителям взглянуть на Комету — гигантское «космическое тело», которое будто бы из ниоткуда упало на лесную опушку. Оно столь внушительно, что вызывает смешанные чувства — тревоги и защищенности одновременно.
А вот Дмитрий Жуков построил пространство (Личная вселенная № 5), где могут одновременно находиться только два человека. Автор уверен, что убежище может быть только в сердце человека, а не в физическом объекте. Психолог по образованию Наиль Гареев предлагает поразмышлять на тему адаптации современного человека к «отраженности» (Reflected. Controlled). Наблюдателю предлагается войти в клетку из арматуры, которая наполнена зеркалами-телеэкранами, транслирующими международные новостные каналы. По задумке автора, зритель одновременно видит отражение и идеологическую информацию, которую не может отделить от действительности.
«Подлинное убежище невозможно во внешнем пространстве и может быть обретено лишь внутри. Для этого необходима смена внутренней (экзистенциальной) позиции», — утверждает Гиреев.
Не обошлось и без образов из русских народных сказок. Художница Ирина Корина и архитектор Илья Вознесенский предложат всем желающим обрести убежище в огромной (5,6 м) шишке. По задумке, войдя внутрь, ощущаешь себя спрятанным в яйце иглой Кощея.
Дмитрий и Елена Каварга представят Обитаемую скульптуру для людей — биоморфный объект-палатку из синтетических материалов (полимеры, композиты, стекловолокно), где, сидя или лежа как бы в другом живом существе, можно находиться, пока не появится ощущение полной нирваны.
Еще один проект, на этот раз экологический, — Мост (бюро Wowhaus), призван продемонстрировать удачный союз природы и человека. Он собран из гибких сочленений, подстраивающихся под зыбкий болотный рельеф. А над топью вокруг моста брошена гигантская решетка из жести, превращая ее в надежную сушу.
Не забыта и архитектура культового назначения. В Походной пагоде («Комитет Аполлона» и Patkonen Projects) все желающие могут помедитировать, как в Древнем Китае.
Сами же художники на время фестиваля смогут уединиться в Голове бомжа Павла Суслова — передвижной конструкции из холстов на подрамниках, в которой можно жить и одновременно писать пейзажи.
22–24 июля
К сожалению, после публикации материала стало известно, что инсталляция «Комета» архитектурного бюро FORM не будет представлена на фестивале