18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый виток в деле о Московской биеннале современного искусства

В Институте медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» прошла дискуссия, посвященная будущему Московской биеннале современного искусства в связи с недавней сменой ее организаторов. Обсуждались насущные вопросы: каким должен быть будущий куратор, каковы возможные площадки будущего проекта и надо ли менять их каждый год, как сделать биеннале успешной и, главное, будет ли у нее государственная поддержка.

Первая часть дискуссии была посвящена ожиданиям непосредственно художников. Делились впечатлениями и планами Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский (AES + F), художник и куратор Анатолий Осмоловский, художник Григорий Брускин, а также Дмитрий Гутов, Арсений Жиляев и Владимир Селезнёв — по скайпу. Разногласия возникли с первой минуты, как только гости стали обсуждать специфические особенности столицы. Одна сторона называла Москву усредненным городом без особой специфики (Дмитрий Гутов, Лев Евзович), другие спорили: «Россия противопоставила себя европейской гегемонии. Это вам не Вена и не Барселона. Сюда приезжают сделать выставку как некое политическое высказывание», — считает Анатолий Осмоловский.

Гостей интересовали проблема дискурса и тематический вектор биеннале, обычно «быстро подгоняемой к определенной дате». В этом случае кто-то видел решение в особой репрезентации художников, в придумывании некой «небиеннальной идентичности» (Арсений Жиляев): «Нынешняя биеннале молодого искусства на две головы превосходит “взрослую”. Нужен новый подход, стоит использовать бум музейного строительства, использовать новые площадки. Может быть, уйти от формата выставки к формату эпизода, как это происходит на Ливерпульской биеннале?». Анатолий Осмоловский отметил, что интересной была бы полемика с форматом внутри самого формата: «Современное искусство на фоне античного, временные скачки вперед и назад — было бы здорово, если бы биеннале была заряжена многополярными интенциями». Григорий Брускин выдвинул идею сместить акцент на русское искусство, которую Осмоловский предложил довести до крайности: «А что если взять вектор на русское современное искусство как альтернативу американской модели?» Татьяна Арзамасова и Лев Евзович напомнили, что главное — использовать новые, пусть даже недостроенные площадки. В качестве интересного варианта выставочных пространств предложили мастерские художников (Татьяна Арзамасова: «Единоначалие надо сбрасывать, как оковы»). Поговорили и об ответственности биеннале перед последними. Владимир Селезнёв пожаловался на то, что до этого момента региональные художники не имели возможности участвовать в биеннале: «Я видел, как работает Ярослава Бубнова на Уральской индустриальной биеннале, но как работает система в Москве, даже не представляю. Непонятно, доходят ли вообще запросы до кураторов, я отправлял письма, и у меня никогда не было обратной связи». Какой бы вариант ни предлагали эксперты, они сходились на том, что идеи биеннале должны быть радикальными, прежде не выдвигавшимися в мировом контексте. А главное, чтобы результатом стало, как отметил Евгений Святский, не «скороспелое затыкание брешей, а серьезное исследование».

От второй дискуссионной сессии «Биеннале как институциональный проект» ожидалось большей определенности. Ее активными участниками стали директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, глава экспертного совета Московской биеннале, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский, а также исполнительный директор ММОМА Василий Церетели и директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Ирина Коробьина.

Новых заявлений сделано не было: встреча продолжалась в формате диалогов участников, которые нередко спорили с тезисами первой дискуссии. Открыло ее видеопослание Михаила Пиотровского о том, что «нужно очень осторожно относиться к изменениям, чтобы не выбросить ничего лишнего, а русских и зарубежных кураторов можно чередовать». Говоря о поддержке этого проекта государством, куратор центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте посчитала нужным разъяснить значение биеннале — инструмента в диалоге с современным искусством, в важности которого сомневаться не приходится. «Экспертный совет должен активно работать в этом направлении, создать какую-то систему координат», — отметила она. В свою очередь Марина Лошак уверена, что для создания серьезного интеллектуального продукта не провинциального свойства нужны частные деньги: «Это даст большую степень свободы, покажет, что важно конкретно художникам. Нужно рассчитывать на себя, а не быть мечтателями». Также директор ГМИИ им. А.С.Пушкина отметила, что Московской биеннале хорошо бы обрести постоянное место проведения и, в конце концов, предложила потратить на ее подготовку больше времени. «У меня нет ощущения, что мы за год все это осуществим, чтобы подготовиться к серьезному результату. Многое до сих пор остается неясным», — пояснила она. Но ее тут же предостерег Василий Церетели: «Тогда она совпадет с биеннале молодого искусства». Семен Михайловский отметил, что вообще-то «экспертный совет в количестве 32 участников — это сложно работающий организм, зато он предполагает абсолютную открытость». Глава экспертного совета выдвинул МВО «Манеж» как возможную площадку основного проекта, чем вызвал бурную реакцию зала, предлагавшего то музей «Гараж», то Культурный центр ЗИЛ, то ГЭС-2 как варианты гораздо более интересные. В конце своими впечатлениями о будущей биеннале поделился совладелец галереи «Триумф», соучредитель художественного фонда «Биеннале современного искусства» Дмитрий Ханкин: «Массовый зритель ждет доступности, удобства, понимания и безупречной навигации. Чтобы можно было нырять в проект с любой стороны, на любую глубину. Но мы не собираемся адаптировать искусство. Грядущий проект должен быть визуально прекрасен и умен».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+